На третьем месте в средневековой теории трёх сословий стоят 'те, что работают', то есть крестьяне. На рубеже X-XI вв. землю обрабатывали
Тема: Средневековое европейское общество

Крестьянство в средневековой Европе

На третьем месте в средневековой теории трёх сосло­вий стоят «те, что работают», то есть крестьяне.

На рубеже X-XI вв. землю обрабатывали уже пре­имущественно зависимые крестьяне. Есть несколько способов, какими крестьяне (а среди них были потомки прежних римских рабов, колонов, свободных герман­цев) оказывались в зависимости от феодала. С развити­ем феодального общества короли начали дарить своим вассалам не только землю, ной людей, на ней проживав­ших. Это положило начало поземельной зависимости крестьян.

Другой причиной потери крестьянами личной сво­боды стало их разорение, вызванное бесконечными вну­тренними и внешними войнами.

Прекрасный часослов герцога Беррийского: Октябрь. 1415 г.

Часто крестьяне сами прибегали к защите светского или церковного феодала для охраны от набегов или гра­бежей воинственных соседей и чужеземных захватчиков. Это вынуждало их отказываться от своих наделов, что вело к добровольной зависимости от феодалов.

Из грамоты в 1060 г. о феодальных повинностях французских вилланов

Пусть будет известно, что все обложенные оброком дворы должны нести одинаковый оброк; каждый двор должен давать ежегодно по 8 денариев... по 8 мерок пшеницы и 24 мерки овса. А также виноградник, что когда-то принадлежал аббату, дважды в год нужно копать, подрезать и выполнять в нём все необходимые работы, потом выжимать виноградный сок и доставлять его для сливания в барские бочки; если же виноградник будет превращён в паче, нужно трудиться, должным образом обраба­тывая поля, вплоть до доставки собранного урожая в барские амбары.

Английские вилланы. Календарь. 1310-1320 гг.

Крестьяне были поземельно зависимые и лично зависимые. К поземельно зависи­мым во Франции, Западной Германии и Италии принадлежали вилланы, которые хоть и были свободными, однако не имели права собственности на землю.

Самыми бесправными были лично зависимые крестьяне — ременсы в Испании, сервы во Франции. Приблизительно в таком же тяжёлом положении находились вилланы в Англии. Они не могли покинуть своего сеньора, который был для них и хозяином, и судьёй.

О личной несвободе крестьян свидетельствуют до­полнительные платежи, не касающиеся ренты. Так как сеньор был владельцем мельницы, печи, виноградного пресса, он принуждал крестьян пользоваться именно ими. Крестьяне рассчитывались или частью своих про­дуктов, или деньгами. За нарушение сеньор требовал заплатить штраф или забирал продукты.

Прекрасный часослов герцога Беррийского: Июль. 1415 г.

В XII—XIII вв. крестьяне получили возможность, за­платив выкуп, стать свободными. Земля при этом оста­валась в собственности феодалов.

В скандинавских странах значительную группу на­селения составляли свободные крестьяне — владельцы земли. Их феодальная зависимость проявлялась пре­имущественно в выплате ренты продуктами.

Жизнь крестьянина проходила в бесконечном тру­де. Каждый занимался своим делом, кто — сезонными полевыми работами, а кто — и чрезвычайно уважаемы­ми, крайне необходимыми ремеслами. В селе работали кузнецы, ткачи, гончары, мельники, сапожники, портные. То есть, практически всё необходимое для жизни производилось на месте. Такой тип хозяйства называется натуральным. Материал с сайта //iEssay.ru

Важные вопросы в жизни крестьянства решала община. Она объединяла кре­стьян одного или нескольких соседних сёл. Ядром общины была группа относи­тельно зажиточных, а, следовательно, и более влиятельных, семей. Именно они давали необходимые средства на общественные потребности и руководили жизнью общины. Из их среды, обычно, избирали старост.

Нередко крестьяне объединялись вокруг парафии. Ведь именно община строи­ла церковь, содержала священника. Община занималась размежеванием общих угодий, следила за состоянием мостов и дорог, а также заботилась о немощных, обездоленных, бедных, вдовах, сиротах. На сходках общины разбирались мелкие судебные дела. При необходимости община организовывала оборону от внешней угрозы. Изгнание из общины для любого могло стать страшным наказанием.


Денарий – древнеримская монета, что содержала 4,5 г серебра и чеканка которой началась в III в. до н.э.

Мерка - единица объема сыпучих веществ (16-25 кг).

Не нашли то, что искали? Воспользуйтесь поиском ↑↑↑
Материал с сайта http://iEssay.ru
Предыдущее Ещё по теме: Следующее
Крестьяне. «Те, кто работает» История средних веков Рыцарство