Прочитайте предложенный текст из произведения Астафьева 'Царь-рыба', подумайте над его смыслом. Писатель обращается к важным пробл
Тема: Царь-рыба

Вопросы и ответы к рассказу В. П. Астафьева «Царь-рыба»

  1. Прочитайте предложенный текст из произве­дения Астафьева «Царь-рыба», подумайте над его смыслом.
  2. Писатель обращается к важным про­блемам человеческого существования — к взаимной связи человека и природы. В изображенной трагической ситуации Ас­тафьев ищет ключ к объяснению нравст­венных достоинств и нравственных по­роков личности, через отношение к при­роде осуществляется проверка духовной ценности и состоятельности этой лич­ности.

  3. Какими художественными средствами пере­дает писатель свое отношение к миру природы?
  4. Жанр «Царь-рыбы» — «повествование в рассказах». Одним из ведущих художе­ственных средств передачи своего отноше­ния к миру природы является использова­ние ассоциаций между человеком и при­родой. Автор во всех рассказах цикла видит человека через природу, а природу через человека. Для этого используются самые разнообразные метафоры и сравне­ния. Вот одно из таких сравнений: «И ры­ба и человек слабели, истекали кровью. Человечья кровь плохо свертывается в хо­лодной воде. Какая же кровь у рыбы? То­же красная. Рыбья. Холодная. Да и мало ее в рыбе. Зачем ей кровь? Она живет в во­де. Ей греться ни к чему. Это ему, челове­ку, в тепло надо, он на земле обитает. Так зачем же перекрестились их пути? Реки царь и всей природы царь — на одной ло­вушке, в холодной осенней воде».

    Отношения человека и природы Ас­тафьев рассматривает Kaк родственные, отношения матери и дитя, и тем самым достигает идеи единства, понимания, что человек — это часть, это дитя природы. Природа в критические моменты помога­ет человеку осознать его грехи, даже очень давние. Даже когда самый осторож­ный и порядочный из браконьеров — Иг­натьич был стянут в воду гигантской ры­бой и превратился в пленника собствен­ной добычи, он вспоминает свои былые преступления и воспринимает случившее­ся с ним как кару: «Пробил крестный час, пора отчитаться за грехи…»

  5. Проанализируйте раздумья Игнатьича. О чем сожалеет он и почему?
  6. В момент пребывания между жизнью и смертью Игнатьич думает о прожитом, анализирует его, наиболее остро ощущает утраты духовного начала, которые про­изошли из-за постоянной погони за нажи­вой. Из-за нее «забылся в человеке чело­век! Жадность его обуяла!». С горечью ду­мает Игнатьич о детстве, которого-то и не было. На уроках думал о ловле рыбы. Всего лишь четыре зимы с мукой отсидел в школе, сожалеет Игнатьич, что после школы и в библиотеку не заглядывал, своими детьми не занимался. Хотели в де­путаты выдвинуть — и отвели, потому что тихомолком рыбу ловит, все время в пого­не за прибылью. Не уберегли от бандитов прекрасную девушку, потому что сами на ловле были. Обострилась совесть в крити­ческий момент, когда оказался он на гра­ни пропасти.

  7. Почему стало на душе Игнатьича легче, когда освободилась царь-рыба? Почему он обещает ни­кому ничего не говорить о ней?
  8. Легче потому, что отступила смерть. Те­лу стало легче, потому что уже не тянуло вниз. «А душе — от какого-то, еще не пос­тигнутого умом освобождения». Быть мо­жет, появилась надежда что-то исправить в своей жизни. Быть может, и рад был Иг­натьич, что осталась жива эта волшебная царь-рыба, тяжко раненная, но яростная и неукрощенная. Материал с сайта //iEssay.ru

    Это была жестокая, но поучительная для Игнатьича встреча с одной из вели­чайших тайн природы. И решил он нико­му не говорить про царь-рыбу, чтобы не возбуждать к ней интереса браконьеров. «Поживи, сколько Можешь!»

  9. Какие особенности авторского повествования вы заметили?
  10. Авторское повествование в этом отрыв­ке часто сливается с раздумьями героя — Игнатьича. Порой трудно отделить слова самого Астафьева от размышлений про­зревающего героя, осознающего смысл жизни, ответственность за содеянное. По­ражает умение уловить и передать тон­чайшие оттенки движений природы («Ти­шина! Такая тишина, что собственную душу, сжавшуюся в комок, слышно»). Порой повествование приобретает сказо­вый характер. Следует также отметить в повествовании наличие элементов раз­говорной речи, диалогической структу­ры во внутренних монологах автора и его героя.

Не нашли то, что искали? Воспользуйтесь поиском ↑↑↑
Материал с сайта http://iEssay.ru
Предыдущее Ещё по теме: Следующее
- Астафьев Виктор Петрович -