Основные действующие лица:Раневская Любовь Андреевна, помещица.Аня, ее дочь, 17 лет.Варя, ее приемная дочь, 24 года.Гаев Леонид Андреевич, брат Раневс
Тема: Вишневый сад

Краткое содержание комедии А. П. Чехова «Вишнёвый сад» (Второй вариант)

ВНИМАНИЕ! У этого текста есть несколько вариантов. Ссылки находятся после текста
Основные действующие лица:
Раневская Любовь Андреевна, помещица.
Аня, ее дочь, 17 лет.
Варя, ее приемная дочь, 24 года.
Гаев Леонид Андреевич, брат Раневской.
Лопахин Ермолай Алексеевич, купец.
Трофимов Петр Сергеевич, студент.
Симеонов-Пищик Борис Николаевич, помещик.
Шарлотта Ивановна, гувернантка.
Епиходов Семен Пантелеевич, конторщик.
Дуняша, горничная.
Фирс, лакей, старик 87 лет.
Яша, молодой лакей.
Прохожий.
Начальник станции.
Почтовый чиновник.
Гости, прислуга.

Первое действие

Имение Раневской, цветущие вишни. Комната, кото­рую до сих пор называют детской. Входят Дуняша и Лопа­хин. Говорят, что пришел опоздавший поезд. Лопахин при­ехал раньше, чтобы встретить Раневскую с семейством на станции, но стал читать книгу и заснул. Лопахин думает о том, какой стала Любовь Андреевна после того, как пять лет провела за границей. Лопахин вспоминает о том, как она утешала его, когда отец дал ему по носу кулаком. Вхо­дит конторщик Епиходов в скрипящих сапогах, роняет свой букет, поднимает, велит Дуняше поставить его в столовой. Он говорит о климате, о сапогах, о том, что каждый день с ним случается что-нибудь неприятное, но он не расстра­ивается. Лопахин отмахивается от него, Епиходов натыка­ется на стул, роняет его и уходит. Дуняша говорит Лопахи­ну, что Епиходов сделал ей предложение, рассуждает о нем как о человеке смирном, но иногда говорящем о чем-то не­понятном, любящем ее безумно, нравящемся ей. Дуняша говорит, что Епиходова все зовут «двадцать два несчастья».

К дому подъезжают два экипажа. Из них выходят Фирс в старинной ливрее, встречавший Раневскую, сама Любовь Андреевна, Аня, Шарлотта Ивановна с собачкой, Варя, Гаев, Симеонов-Пищик. Лопахин с Дуняшей встречают приехавших. Аня предлагает пройти через детскую, и все направляются туда. Раневская радостно со слезами говорит, что чувствует здесь себя, как маленькая. Раневскую пере­полняют эмоции. Она смотрит на Варю и говорит, что та со­всем не изменилась, да и Дуняшу она узнала. Гаев возмущен опозданием поезда, а Шарлотта удивлена, что ее собачка кушает орехи. Все, кроме Ани и Дуняши, выходят из ком­наты. Дуняша сообщает Ане о предложении Епиходова и о том, что приехал Трофимов и живет в бане, так как боится помешать. Аня обрадована приездом Трофимова. В комнату входит Варя и просит подать кофе матери. Дуняша уходит выполнять поручения, а оставшиеся Варя и Аня обсуждают дорогу до дома и радуются тому, что наконец-то приехали. Аня говорит, что мама все продала, но этих денег и ее денег хватило только на дорогу. Но мать и Шарлотта этого не по­нимают и живут не по средствам. Лакей матери — Яша — тоже требует себе многого. Аня интересуется, заплачены ли проценты за имение, на что Варя отвечает отрицательно и сообщает, что в августе имение будут продавать. Аня спра­шивает у Вари, сделал ли ей Лопахин предложение, но та отрицательно качает головой. Желая сменить тему, Варя за­мечает новую брошку Ани.

Входит Дуняша с кофейником. Девушки, не замечая ее, продолжают разговор. В это время появляется Яша с пле­дом и дорожной сумкой в руках. Он сначала не узнает Ду­няшу, а потом называет ее огурчиком и внезапно обнима­ет. Она роняет и разбивает блюдце. Аня считает, что надо предупредить маму о приезде Пети, но Варя считает, что его лучше не будить. Сестры боятся, что мать расстроится от присутствия Пети, так как он был учителем ее утонувше­го сына Гриши. Гриша умер шесть лет назад через месяц по­сле отца, мать после этого так и не оправилась. Входит Фирс и идет разливать кофе, он рад, что дождался приезда бары­ни. Входят Анна Андреевна, Гаев, Лопахин и Пищик, разго­варивая о бильярде. Аня уходит спать, мать целует ей руки, говорит, что рада приезду домой. Раневская то смеется, то плачет, благодарит Фирса, который ее не слышит, понимая все по-своему. Лопахин и Пищик делают хозяйке компли­менты, Лопахин говорит, что любит ее как родную. Брат со­общает Раневской, что без нее умерла няня. Она отвечает, что ей об этом писали. Лопахин говорит, что сад продается с торгов, но есть выход, он предлагает разбить сад на участ­ки и отдать в аренду под дачи. Только надо вырубить старый сад и снести дом. Гаев считает это чепухой, Раневская гово­рит, что их сад — это лучшее, что есть во всей губернии. Ло­пахин говорит, что хорош он тем, что большой, но никто не покупает вишню. Фирс рассказывает, что раньше сад при­носил доход, а сейчас на вишню нет спроса. Лопахин гово­рит, что в деревне появились дачники, которых с годами бу­дет больше, и если они будут заниматься хозяйством, виш­невый сад станет роскошным.

Варя приносит две телеграммы, пришедшие из Парижа. Но Раневская не хочет возвращаться к прошлому и рвет их, не прочитав. Лопахин прощается, говорит, что если переме­нят решение насчет сада, тогда он достанет пятьдесят тысяч взаймы. Гаев называет его хамом, потом просит прощения, называя его женихом Вари. Варя просит не говорить лишне­го. Раневская говорит, что будет рада такому зятю. Пищик перед уходом просит двести сорок рублей взаймы, оплатить проценты по закладной. Ему говорят, что ничего нет. Пи­щик смеется и надеется, что им внезапно повезет. Все идут спать, смотрят на сад. Сад для Раневской — олицетворение ее детства. Входит Трофимов в поношенном студенческом мундире, напоминает Раневской, что он бывший учитель Гриши. Раневская отправляет всех спать, Пищик все спрашивает у нее денег, она просит Гаева дать. Гаев говорит, что сестра еще не отвыкла сорить деньгами. Варя считает, что матери дай волю — все раздаст. К Яше пришла мать, но он не хочет выходить к ней.

Гаев видит только три выхода: выдать Аню за богатого, получить от кого-нибудь наследство или попытать счастья у тетушки графини, которая их не любит. Варя уповает на Бога. В дверях показывается Аня, ей не спится. Гаев гово­рит о деле: можно будет устроить заем под векселя, чтобы заплатить проценты в банк. Во вторник обещает поговорить насчет этого, Раневская поговорит с Лопахиным, а Аня пое­дет к бабушке-графине в Ярославль; действуя с трех сторон, не допустят до аукциона. Входит Фирс, отправляет всех спать, все расходятся.

Второе действие

Вечер, поле, заброшенная часовенка, видна дорога в усадьбу Гаева, вишневый сад. Шарлотта, Яша и Дуняша сидят на скамье, Епиходов играет на гитаре. Шарлотта го­ворит, что не знает, сколько ей лет, у нее нет настоящего па­спорта, кто были ее родители — не знает, у нее никого нет. Епиходов называет гитару мандолиной, Дуняша его поправ­ляет, но он говорит, что для влюбленного безумца и гитара — мандолина. Яша курит сигару, говоря о том, какое счастье побывать за границей. Епиходов говорит, что он развитой человек, но не может понять, какое выбрать направление — жить или застрелиться. Носит с собой револьвер. Шарлотта уходит, ворча, что с этими умниками не поговоришь. Епихо­дов считает, что судьба не жалеет его. Потом просит на пару слов Дуняшу. Она отсылает его за тальмочкой. Яша говорит, что Епиходов глупый человек. Дуняша опасается, что Епи­ходов застрелится. Яша заигрывает с Дуней. Дуняша, тем временем рассказывает о себе: она с детства у господ, руки белые, сама деликатная, всего боится, и если Яша обманет ее, то неизвестно, что будет с ее нервами. Дуня говорит, что страстно полюбила Яшу — он образованный. Яша зевает. Дуняша обнимает его. Яша велит ей идти другой дорожкой, чтобы никто не подумал, что у них было свидание. Дуняша, уходя, говорит, что у нее от сигары болит голова. Яша оста­ется сидеть у часовни.

Приходят Любовь Андреевна, Гаев и Лопахин. Лопахин ждет решения: согласны ли они отдать земли под дачи. Гаев рассуждает об удобстве железных дорог. Раневской не нра­вится запах сигары. Лопахин настаивает на ответе. Ранев­ская смотрит в портмоне и говорит, как мало осталось денег. Варя пытается экономить, а она сама тратит деньги как-то бессмысленно. Лопахин сообщает, что имение собирается купить богач Дериганов. Гаев сообщает, что Ярославская тетушка обещала прислать денег, но когда и сколько — не­известно. Лопахин интересуется, пришлет ли она сто-двести тысяч, но Раневская отвечает, что десять-пятнадцать и на том спасибо. Лопахин удивляется их легкомысленности, странности, точно они не понимают, что имение продается. Раневская просит научить, что же им делать. Лопахин отве­чает, что учит их каждый день. Раневская говорит, что дачи и дачники — это пошло, брат с ней согласен. Лопахин гово­рит, что они его замучили, называет Гаева бабой, хочет уйти. Раневская останавливает его. У нее ощущение, что над ними вот-вот должен обвалиться дом — так много они грешили. Любовь Андреевна вспоминает, что всегда сорила деньгами, как сумасшедшая, вышла замуж за человека, который делал одни долги и пил, а она полюбила другого, и в это время умер Гриша. Она приняла это как наказание за грехи, и уехала за границу, любовник поехал за ней, они купили дачу возле Метоны, и он там заболел, измучил ее своей болезнью за три года. Потом дачу продали за долги, она уехала в Париж. Лю­бовник обобрал ее, бросил, сошелся с другой.

Раневская хотела отравиться, не получилось, ее по­тянуло вдруг в Россию. Достает из кармана телеграмму от любовника: он просит прощения, умоляет вернуться. Она рвет телеграмму, потом сразу же мечтает зазвать его к себе, устроить вечер. Лопахин говорит, что он вчера смотрел пье­су. Раневская говорит, что им бы не пьесу, а на самих себя посмотреть, как они серо живут и много ненужного говорят. Лопахин рассказывает, что жизнь у них дурацкая, папаша его был идиот, мужик, и он такой же болван и идиот, ничему не обучен. Раневская говорит, что ему пора жениться, и луч­ше на Варе, она из простых и его любит. Лопахин не против. Гаев говорит, что ему предлагают место в банке за шесть ты­сяч в год. Раневская говорит: «Где тебе! Сиди уж…»

Фирс приносит Гаеву пальто. Гаев говорит, что ему завтра надо в город, обещали познакомить с одним генералом, кото­рый может дать под вексель. Лопахин сомневается, что у него что-нибудь получится. Раневская говорит, что брат бредит — никаких генералов нет. Входят Трофимов, Варя и Аня. Ра­невская обнимает дочерей. Лопахин подшучивает над вечным студентом Трофимовым. Петр злится. Лопахин спрашивает Трофимова, какого он о нем мнения? Петр отвечает, что Ло­пахин скоро стешет миллионером, и как в обмене веществ ну­жен хищный зверь, так и Лопахин нужен. Все смеются. Варя просит Петра рассказать о планетах. Раневская протестует, предлагая продолжить вчерашний разговор о гордом челове­ке. Трофимов считает, что надо перестать восхищаться собой и только работать. Человечество идет вперед, надо помогать ищущим истину, а не вести хорошие разговоры среди грязи пошлости, азиатчины. Лопахин говорит, что надо только на­чать что-то делать, чтобы понять, как мало вокруг честных, порядочных людей. Гаев патетически декламирует речь о див­ной и разрушительной природе. Варя и остальные просят его перестать. Все молчат, вдруг раздается печальный звук лоп­нувшей струны. Раневская спрашивает, что это? Остальные предполагают, что это могло бы быть. Фирс вспоминает, что перед несчастьем — волей — было так же. Идет слегка пья­ный прохожий, спрашивает, как пройти на станцию. Просит у Вари денег. Она пугается. Раневская, не найдя серебряной монеты, отдает золотую. Варя возмущается.

Любовь Андреевна сообщает Варе, что они ее просватали. Варя сквозь слезы говорит, что этим не шутят. Лопахин паяс­ничает: «Охмелия, иди в монастырь, помяни меня в своих мо­литвах». Все уходят, кроме Ани и Трофимова. Аня радуется, что они остались одни. Петя рассуждает о любви и говорит, что они с Аней выше ее и должны обойти то мелкое и призрач­ное, что мешает быть свободными и счастливыми. Аня спра­шивает, отчего она не любит вишневый сад так, как прежде. Петя отвечает, что все ее предки владели крепостными и это переродило всех живших раньше и живущих теперь. Так они не замечают, что живут в доме за счет тех людей, которых не пускают дальше передней, Он говорит, что ни у кого из них нет определенного отношения к прошлому. Они только фило­софствуют и жалуются на тоску, но чтобы жить в настоящем, надо искупить прошлые страдания. Аня говорит, что дом уже не их и она уйдет из него. Трофимов призывает Аню быть сво­бодной, Аня в восторге от его слов. Слышится голос Вари, она зовет Аню. Аня уводит Петю к реке.

Третье действие

Дом Раневской. Играет еврейский оркестр. В зале танцу­ют. Парами выходят Пищик и Шарлотта, Трофимов и Любовь Андреевна, Аня с почтовым чиновником и Варя с начальни­ком станции. Варя танцует, утирая слезы. Пищик разгова­ривает с Трофимовым о здоровье, знатности и бедности свое­го рода, который происходит, как шутил его батюшка, от той

лошади, которую Калигула посадил в сенате. Трофимов драз­нит Варю мадам Лопахиной, а она его — облезлым барином. Варя задумывается, чем же платить музыкантам? Трофимов говорит Пищику, что если бы он тратил такую энергию, как на поиски денег для уплаты процентов, на что-нибудь другое, то мог бы перевернуть землю. Пищик жалуется, что он в та­ком положении, хоть фальшивки делай: послезавтра платить триста десять рублей, а есть только сто тридцать. В зал входят Любовь Андреевна и Шарлотта Ивановна. Раневская ждет Га­ева, но Трофимов говорит, что, видно, торги не состоялись. Ра­невская считает, что весь этот бал они затеяли некстати. Шар­лотта начинает показывать фокусы.

Раневская сообщает, что сегодня решается ее судьба — бабушка прислала пятнадцать тысяч, а этого даже не хва­тит проценты заплатить. Трофимов с Варей опять дразнят друг друга. Раневская говорит, что надо выдать Варю за Ло­пахина. Варя отвечает, что ждет от него предложения, но он его не делает, молчит или отшучивается. И она уже не зна­ет, что ей делать, говорит, что бросила бы все и ушла в мона­стырь. После этих слов Варя уходит. Раневская просит Пе­тра не дразнить Варю. Трофимов отвечает, что Варя все лето следила, как бы у них с Аней не начался роман, а они о люб­ви даже не думали, так как выше ее. Раневская беспокоится, что нет Гаева. Ее волнует дальнейшая судьба имения. Трофи­мов считает, что с ним давно покончено и надо глядеть прав­де в глаза. Раневская не знает, где правда. Без сада она не по­нимает своей жизни, просит пожалеть ее. Петя сочувствует Любови Андреевне всей душой. Раневская говорит, что с удо­вольствием отдала бы за него Аню, но для начала надо окон­чить хотя бы курсы, а Петр ничего не делает. Трофимов берет телеграмму и отдает Раневской. Та читает ее и говорит, что телеграмма из Парижа от любовника, который опять забо­лел и просит приехать. Она любит его и очень жалеет. Трофи­мов напоминает, что этот самый любовник обобрал Любовь Андреевну до нитки и называет его негодяем. Раневская сер­дится. Она считает, что в его годы надо понимать тех, кто любит и любить самому. Она называет его смешным чуда­ком и уродом. Говорит, что он не выше любви, а просто не­дотепа, и в его годы не иметь любовницу… Трофимов броса­ет, что между ними все кончено и уходит. Раневская кричит ему вслед, что пошутила. Петя случайно падает с лестницы. Варя и Аня, смеясь, рассказывают об этом Раневской. Из пе­редней доносятся звуки вальса. Все танцуют. Раневская про­сит прощения у Пети и приглашает его на танец. Материал с сайта //iEssay.ru

Входят Фирс и Яша, смотрят на танцующих. Фирс вспо­минает, что прежде у них танцевали бароны и адмиралы, а те­перь начальник станции. Он жалуется, что ослабел, на что Яша заявляет, что Фирс ему надоел и желает ему быстрее подохнуть. Фирс называет Яшу недотепой. В гостиную вхо­дит Аня и сообщает, что на кухне был какой-то человек, ко­торый сказал, что вишневый сад продан, а кому — неизвест­но. Раневская хочет узнать, кому он продан, но Яша отвеча­ет, что человек давно ушел. Дуняша говорит Фирсу, что чи­новник почты назвал ее цветком. Яша зевает и уходит. Вхо­дит Епиходов. Он жалуется Дуняше, что та не хочет его ви­деть и напоминает о данном ей условии. Но Дуня не хочет его слушать. Из зала выходит Варя и прогоняет Епиходова. Он не хочет уходить и долго препирается, но потом сдается и ухо­дит, говоря, что будет жаловаться на нее. Тогда Варя хватает палку и замахивается. В это время входит Лопахин, и Варя, принимая его за Епиходова, случайно бьет его палкой. Поняв ошибку, Варя извиняется. Входит Раневская. Лопахин сооб­щает, что Гаев приехал вместе с ним. Раневская взволнован­но интересуется торгами. Входит Гаев, утирая слезы и, ниче­го не отвечая сестре, уходит к себе в комнату. Лопахин гово­рит, что вишневый сад продан и купил его он. Раневская угне­тена. Варя снимает ключи с пояса, бросает их на пол и уходит. Лопахин рассказывает о торгах, о том, что он дал сверх долга девяносто тысяч и имение осталось за ним. Смеется, делая ак­цент на том, что он хозяин имения, где его отец и дед были ра­бами. Поднимает ключи. Велит музыкантам играть и пригла­шает всех смотреть, как срубят все деревья и настроят дач. Ра­невская горько плачет. Лопахин укоряет ее, что не послуша­ли его вовремя. Пищик его уводит. Лопахин кричит, что идет новый владелец сада, готовый за все заплатить.

В зал к плачущей Любови Андреевне входят Аня и Тро­фимов. Аня говорит, что пусть нет сада, но вся жизнь впере­ди. Успокаивает мать, что посадят новый сад.

Четвертое действие

Опустевшие комнаты. Мебель сложена в один угол. Ло­пахин ждет, когда все уедут. Попрощаться с бывшими хо­зяевами пришли мужики. Входят Раневская и Гаев. Гаев ругает сестру — она отдала свой кошелек мужикам. Ранев­ская оправдывается, что не смогла иначе. Оба уходят. Ло­пахин предлагает на прощание выпить по стаканчику, но Раневская и Гаев не откликаются. Лопахин тоже один пить не хочет и предлагает выпить хоть Яше. Яша, радующийся отъезду, выпивает.

Лопахин напоминает, что через двадцать минут ехать на станцию. Трофимов ищет калоши. От предложенной Ло­пахиным выпивки отказывается. Лопахин подшучивает над бедным студентом, на что Трофимов дает ему совет не размахивать руками, объясняет, что строить дачи и наде­яться на то, что дачники будут отдельными хозяевами — это тоже размахивать руками. Лопахин предлагает ему де­нег на дорогу, но Трофимов отказывается — он получил пе­ревод. Варя находит его калоши. Лопахин настаивает, что­бы Трофимов взял денег, но Петя отвечает, что деньги для него ничего не значат, а он стремится к высшей власти. Го­ворит, что сам дойдет и укажет путь другим. Слышно, как вдали рубят деревья.

Входит Аня и просит от имени матери не рубить сад, пока они не уедут. Лопахин обещает. Аня сообщает, что Фирса отвезли в больницу. Дуняша плачет и бросается на шею Яше, но он пьет шампанское и мечтает о Пари­же. Входят Раневская, Гаев, Аня и Шарлотта. Раневская прощается с домом. Аня говорит о новой жизни, надеет­ся выдержать экзамен в гимназии, работать и помогать матери. Гаев радуется, что он теперь финансист в банке. Раневская собирается ехать в Париж и жить там на при­сланные бабушкой деньги, которых хватит ненадолго. Шарлотта просит Лопахина найти ей место. Лопахин со­глашается.

Запыхавшись, входит Пищик. Гаев, считая, что тот пришел за деньгами, уходит. Но Пищик принес долг Ло­пахину — четыреста рублей, а также возвращает Ранев­ской четыреста рулей, обещая остальное потом. Объясняет он это тем, что англичане нашли в его земле белую глину и он сдал им этот участок на двадцать четыре года. Ранев­ская замечает, что здесь у нее остаются две печали: Фирс и Варя. Лопахин предлагает сделать Варе предложение. Входит Варя, но Лопахина зовут и он уходит, так ничего и не сказав. Варя плачет. Пора ехать. Раневская осматри­вает голые стены и потолки с нежной любовью.

Все уходят. Аня прощается с домом и прежней жиз­нью. Трофимов же, наоборот, приветствует новую. Ранев­ская и Гаев, оставшись вдвоем, кидаются друг другу на шею и тихо рыдают. Они в отчаянии. Раневская прощается с са­дом, олицетворением молодости, жизни и счастья. Она по­следний раз смотрит из окна, вспоминает покойную маму, которая любила ходить по этой комнате. Все двери запира­ются, экипажи уезжают. В тишине стучит топор. Входит больной Фирс. Видит, что все уехали, переживает о том, что его забыли, ложится. Рассуждает о том, что жизнь прошла и сил не осталось. Лежит неподвижно. Слышится звук лоп­нувшей струны, замирающий, печальный. Далеко в саду топором стучат по дереву.

Не нашли то, что искали? Воспользуйтесь поиском ↑↑↑
Материал с сайта http://iEssay.ru
Предыдущее Ещё по теме: Следующее
- Чехов Антон Павлович Краткое содержание пьесы А. П. Чехова «Вишнёвый сад» (Первый вариант)