Надо победить в себе раба. А. Чехов Даже в самом начале своего творческого пути А. П. Чехов не удовлетворялся написанием просто смешных или забавных
Тема: Общие темы

Проблема «маленького» человека в рассказах А. П. Чехова «Толстый и тонкий», «Смерть чиновника»

Надо победить в себе раба.

А. Чехов

Даже в самом начале своего творческого пути А. П. Чехов не удовлетворялся написанием просто смеш­ных или забавных рассказов. Пристально вглядываясь в окружающую его жизнь, писатель явственно понимал, что даже в обыденном существовании рядовых людей тесно переплелись юмор и трагедия, но сами люди этого не видят и не понимают. Не придумывая ничего несбыточ­ного, Чехов словно подставляет зеркало своим современ­никам, надеясь, что «имеющий глаза — увидит». Таковы и коротенькие рассказы «Толстый и тонкий» и «Смерть чиновника».

В первом рассказе мы становимся свидетелями сцены встречи двух давних друзей детства, которые от неожидан­ного счастья не только «облобызались и устремили друг на друга глаза», но и «были приятно ошеломлены».

С самых первых строк рассказа Чехов дает нам, на его взгляд, очень исчерпывающее описание приятелей: тол­стый и тонкий. Это словно является характеристикой их общественного положения, а в мире, где правит чинопочи­тание и жесткая социальная иерархия, которые и опреде­ляют все поведение человека, такого описания действи­тельно предостаточно, поскольку даже имена становятся не важны.

Недолго длится искренняя радость старых приятелей, с восторгом вспоминающих шалости и проказы своего дет­ства. Приятная беседа двух бывших соучеников прервана в момент, когда они узнают друг в друге чиновников несов­местимого статуса.

Разительна перемена, произошедшая в тонком, когда он слышит, что его друг «уже до тайного дослужился» и имеет «две звезды». Мастер детали, Чехов с иронией описывает, как лицо тонкого «искривилось во все стороны широчай­шей улыбкой», а сам он «съежился, сгорбился, сузился... Его чемоданы, узлы и картонки съежились, поморщились...» Моментально изменилась и речь этого человека — чего стоит одно его «хи-хи-с!»

Напрасно толстый хочет остановить это жалкое заис­кивание бывшего приятеля: «Мы с тобой друзья детст­ва — и к чему тут это чинопочитание!» Но как переубе­дить человека, у которого на лице «было написано столько благоговения, сладости и почтительной кислоты», что тай­ного советника «стошнило». Радостная, искренняя беседа подошла к логическому завершению.

Как тонко и мастерски Чехов высмеивает подобных людей, даже не прибегая к гротеску, а просто показывая нам короткую зарисовку общественной жизни.

Еще более трагично заканчивается рассказ «Смерть чи­новника», но неожиданная концовка не только не снижает, но, наоборот, углубляет сатирическое изображение еще од­ного «маленького человека». Материал с сайта //iEssay.ru

Все дело в том, что однажды, находясь в театре, «пре­красный экземпляр» Червяков случайно чихнул на лыси­ну сидящего перед ним статского генерала. И на этом закончилось его «блаженство» и началось мучительное «беспокойство». Стараясь убедить генерала (хоть он и «не мой начальник, чужой») в том, что его проступок ненарочен, случаен, Червяков начинает свое преследование с це­лью извинения. Он пристает к генералу, давным-давно простившему его, в театре, надоедает ему в последующие дни, приходя в приемную, опасаясь страшных для себя последствий и не желая понимать простейших человечес­ких слов. В конце концов он так надоел генералу, что вывел его из себя, спровоцировав на грубость: «Пошел вон!!!» И в этот момент, видимо, от ужаса своего положения, «в животе у Червякова что-то оторвалось», он пришел домой, «лег на диван и... помер».

В этих рассказах «маленькие» люди кажутся нам жал­кими, вызывающими смех и даже чувство отвращения. Вся их беда в том, что они, некритично принимая обществен­ные нормы, сами принижают себя, добровольно занимая позицию «маленьких», «униженных и оскорбленных». Этим людям незнакомо чувство чести, собственного достоинства, и поэтому они всегда, даже при повышении в должности, обречены играть роли холопов и лакеев перед вышестоя­щими. Самое страшное, что подобную мораль они переда­ют своим детям, внукам.

Вот уж, действительно, «надо победить в себе раба», что­бы суметь подняться не только над собой, но и над обсто­ятельствами.

Не нашли то, что искали? Воспользуйтесь поиском ↑↑↑
Материал с сайта http://iEssay.ru
Предыдущее Ещё по теме: Следующее
Отрицание А. П. Чеховым бездуховной жизни Чехов Антон Павлович Проблема ответственности человека за свою судьбу