В этом рассказе Чехов описал крушение человека, побежденного той самой обывательской пошлостью, которая ему самому так ненавистна и которую он сам ис
Тема: Ионыч

О рассказе «Ионыч» А. П. Чехова

В этом рассказе Чехов описал крушение человека, побежденно­го той самой обывательской пошлостью, которая ему самому так ненавистна и которую он сам ис­кренне презирает. Это история падения молодого талантливого врача, который избирает путь посте­пенного материального обогащения, что приводит его к духовному обнищанию.

Внутренняя эволюция доктора Старцева особенно наглядно раскрывается в его любви к Екатерине Ивановне Туркиной. В русской классической лите­ратуре, как вы уже знаете, любовь всегда была важным испытанием для героя. Правда, не все герои выдерживали это испытание. Не выдержал его и Дмитрий Ионыч.

В самом начале чувства Старцева к Екатерине Ивановне по-настоящему серьезны. Ему показалось, что он встретил человека, с которым у него могло бы установиться душевное взаимопонимание. Но все- таки почти сразу можно было догадаться, что в их чувствах было что-то ущербное. Не случайно первое свидание назначено на кладбище — грустное пред­знаменование! Впрочем, это относится не только к нему, но и к ней.

Чехов нарушает сложившуюся литературную тра­дицию. Обычно героиня в отличие от героя обладает подлинной духовностью, способностью испытывать настоящее глубокое чувство, во имя которого готова на все испытания. В рассказе Чехова все получается гораздо сложнее.

Екатерина Ивановна не любит Старцева. Разуме­ется, это не может быть поставлено ей в вину. Но она смеется над ним, не интересуется его жизнью, его работой, его мыслями: «...во время серьезного разговора, случалось, она вдруг некстати начинала смеяться или убегала в дом». Когда Старцев гово­рил ей о своих страданиях, Екатерина Ивановна, довольная, даже не засмеялась, а захохотала. Это потом она вспоминает: «Вы так любили говорить о своей больнице». Редкая черта для XIX в.! Разго­воров, бесед, споров всегда было достаточно, но кто из героев говорил о своей работе, любил ее, гор­дился ею? А Старцев, несомненно, работал с увле­чением. Но Екатерина Ивановна тогда этого не понимала и не ценила. Вспомнила она об этом тогда, когда у Старцева все уже было позади.

Не нужно думать, что любовные отношения меж­ду своими героями Чехов рисует, противопоставляя их: возвышенный, глубоко чувствующий герой и легкомысленная, не понимающая его героиня. Стар­цев влюблен, но романтика любви, ее поэзия ему чужды. Он ведь, собственно, совсем молодой чело­век. Как вы думаете, сколько ему лет? Он только что стал врачом, только что начал работать... Ему лет двадцать пять, наверное. Но ведет он себя и сам себя ощущает с самого начала повествования каким-то отяжелевшим — не только физически, но и духовно. Фамилия его — Старцев — в данном слу­чае оказывается говорящей.

Итак, что же произошло с доктором Старцевым? Почему, в силу каких причин он, молодой земский врач, весь отдававшийся работе, любивший ее, превра­щается в конце концов в пухлого, красного, неприят­ного человека с тонким и резким голосом, с тяжелым и раздражительным характером? Кто виноват в таком превращении?

Конечно, можно сказать, что Старцев погибает, поддавшись обстоятельствам. Это так, но обратите внимание, что поддается он с величайшей готов­ностью, без малейшего сопротивления, очень быст­ро. Никаких внутренних терзаний не происходит; ему не приходится бороться с собою, мучиться, переживать и т. д. Таким образом, в «Ионыче» объектом критического анализа является и мертвя­щая сила пошлости, обывательщины, под влиянием которой доктор Старцев становится отвратительным Ионычем. Он принимает образ жизни тех, кого сам же не может не презирать.

Теперь, кроме карт (в которые он играет «с на­слаждением»), доктор Старцев имеет еще одно увле­чение: он по вечерам любит считать деньги. Каквсе. Но вот что любопытно: партнеров своих по картам он не любит. И Туркиных, у которых когда-то с удовольствием бывал, тоже не любит. Материал с сайта //iEssay.ru

Дмитрий Ионыч судит Туркиных — но по какому праву? И с каких позиций? То ли он поднялся выше их и оттуда, достигнув каких-то нравствен­ных высот, не принимает их претензий на талант­ливость и культурность? Или же (что вернее) он слишком глубоко сам провалился в обывательское болото и снизу, стесняясь своего нынешнего поло­жения, раздражается и на себя и на них?

Вот герой рассказа выслушивает слова Екатерины Ивановны о себе. Слова возвышенные, романти­ческие, но он не обрадовался им. Напротив, его как будто холодной водой окатили. Он, может быть, на минуту забылся, а Екатерина Ивановна заставила его вспомнить, кто он такой на самом деле: «...Старцев вспомнил про бумажки, которые он по вечерам вынимал из карманов с таким удовольствием, и огонек в душе погас». Больше огонек в душе Дмит­рия Ионыча не загорится никогда.

Система образов в рассказе не сводится к элемен­тарному противопоставлению одних действующих лиц другим, героя — среде и т. д. Писатель вовсе не стремится выставлять героям отметки. Ему важнее заставить читателя задуматься, извлечь нравствен­ные уроки. Какие? Сделайте выводы сами.

Не нашли то, что искали? Воспользуйтесь поиском ↑↑↑
Материал с сайта http://iEssay.ru
Предыдущее Ещё по теме: Следующее
- Чехов Антон Павлович -