В 1898 г. в печати появились три чеховских рассказа - 'Человек в футляре', 'Крыжовник' и 'О любви', объедине
Тема: Маленькая трилогия

О «Маленькой трилогии» А. П. Чехова

В 1898 г. в печати появились три чеховских рассказа — «Человек в футляре», «Крыжовник» и «О люб­ви», объединенных не только общим авторским замыс­лом, но и сходной композицией («рассказ в рассказе»). Уже само название первого произведения этого цикла знаменательно. Оно построено на явном про­тивопоставлении, антитезе: человек и футляр. Бели­ков прячется от мира, максимально ограничивая свое пространство, предпочитая широкой и вольной жизни тесный и темный футляр, который стано­вится символом обывательской косности, равноду­шия, неподвижности. В Беликове, учителе древне­греческого (мертвого) языка, есть что-то мертвенное, нечеловеческое. Лишь когда он уже лежал в гробу, «выражение у него было кроткое, приятное, даже веселое, точно он был рад, что, наконец, его поло­жили в футляр, из которого он уже никогда не выйдет». Однако смерть Беликова еще не означала победы над беликовщиной...

Брат Ивана Ивановича (одного из рассказчиков), «добрый, кроткий человек», осуществив мечту своей жизни и купив усадьбу, становится похожим на свинью («Крыжовник»). Его история дает основание рассказчику вступить в полемику с идеей одного из народных рассказов Л. Толстого: «Принято говорить, что человеку нужно только три аршина земли. Но ведь три аршина нужны трупу, а не человеку... Че­ловеку нужно не три аршина земли, не усадьба, а весь земной шар, вся природа, где на просторе он мог бы проявить все свойства и особенности своего свободного духа». Так художественный образ прост­ранства становится одним из основных способов вы­ражения авторской концепции. Узкому, замкнутому пространству (футляр, три аршина, усадьба) проти­вопоставляется невиданно широкий простор — весь земной шар, необходимый свободному человеку.

Заключает маленькую трилогию рассказ «О люб­ви», в котором продолжается исследование пробле­мы «футлярности». Еще в «Крыжовнике» Иван . Ива­нович говорил: «...эти усадьбы — те же три аршина земли. Уходить из города, от борьбы, от житейского шума, уходить и прятаться у себя в усадьбе — это не жизнь, это эгоизм». Слова эти имеют прямое отношение к Алехину, который сам рассказывает о себе. Жизнь, которую Алехин избрал для себя, — тот же футляр. Он, похожий более на профессора или художника, чем на помещика, почему-то счи­тает необходимым жить в тесных маленьких комна­тах (узкое пространство), хотя в его распоряжении целый дом. Даже мыться ему некогда, а говорить он привык только о крупе, сене и дегте... Материал с сайта //iEssay.ru

Алехин боится перемен. Даже большая, настоя­щая любовь не в состоянии заставить его сломать устоявшиеся нормы, пойти на разрыв со сложивши­мися стереотипами. Так постепенно он сам обедня­ет, опустошает свою жизнь, становясь подобным — не в деталях, а по сути — героям «Человека в фут­ляре» и «Крыжовника».

Расположение рассказов в «трилогии» было тща­тельно продумано Чеховым. Если в первом из них «футлярность» показана и разоблачена прямо и, так сказать, наглядно, то в последнем речь идет о скрытых и, быть может, еще более опасных формах бегства человека от действительности, жизни, любви, счастья...

Не нашли то, что искали? Воспользуйтесь поиском ↑↑↑
Материал с сайта http://iEssay.ru
Предыдущее Ещё по теме: Следующее
- Чехов Антон Павлович -