Я себя убил, а не старушонку. Ф. Достоевский. Преступление и наказание Ф. М. Достоевский - замечательный писатель-психолог. На страницах роман
Тема: Преступление и наказание

Преступление и наказание Раскольникова (по роману Ф. М. Достоевского «Преступление и наказание»)

Я себя убил, а не старушонку.

Ф. Достоевский. Преступление и наказание

Ф. М. Достоевский — замечательный писатель-психо­лог. На страницах романа «Преступление и наказание» перед нами раскрываются сложные человеческие характе­ры и конфликты, разворачивается мучительная борьба ге­роя с самим собой и внешними условиями.

Раскольников, главный герой романа, всего лишь бед­ный студент, живущий в каморке, которая больше похожа не на комнату, а на шкаф, гроб, настолько она убога. Но и за это жилище нечем платить, не говоря уже о дальней­шем обучении в университете.

«Изуродованный нищетой» и, несправедливостью, Рас­кольников постоянно размышляет над своей жизнью. Он умен, и его постоянно мучают вопросы вечного характера: почему одни, добрые, умные, благородные, должны влачить жалкое существование, в то время как другие, подлые, нич­тожные, глупые, живут в довольстве и роскоши? Как это изменить?

В ходе своих размышлений молодой человек приходит к выводу, что все человечество делится на две категории: обыкновенных людей, или «тварей дрожащих», и на сверх­людей, которым все дозволено, которые, двигаясь к цели, не выбирают средства, готовы даже пойти на преступление, как, например, Наполеон. Причислив себя ко второй кате­гории, Родион Раскольников решает убить старуху-про­центщицу — «глупую, бессмысленную, ничтожную, злую, больную, никому не нужную, а напротив, всем вредную ста­рушонку», а взяв ее деньги, помочь любимым матери и сестре, заплатить за учебу, помочь бедным и вообще загла­дить свое «крохотное преступленьице» множеством доб­рых дел.

Герой романа идет на это преступление, убивая не толь­ко старуху, но и ее несчастную сестру Лизавету — случай­ную свидетельницу преступления. И, как Раскольников после признается Соне, его мотивы были совсем не так благородны, как он пытался показать вначале: «Я хотел Наполеоном сделаться, оттого и убил... Не для того, чтобы матери помочь, я убил — вздор! Не для того я убил, чтобы, получив средства и власть, сделаться благодетелем чело­вечества. Вздор! Я просто убил, для себя убил, для себя одного... Мне надо было узнать... вошь я, как все, или человек?»

Ошибочность теории Раскольникова мы понимаем очень скоро, поскольку наказание за преступление начи­нается сразу же. Вернувшись домой, главный герой на несколько дней впадает в беспамятство, а придя в себя, обнаруживает, что уже не может жить по-прежнему. Он чувствует, что, словно «ножницами, отрезал себя от всего и всех». Пролитая кровь отгородила его от остальных людей. Стремясь помочь матери и сестре, он шел на преступление, а теперь ему трудно с ними разговаривать, страшно смотреть им в глаза. «Мертвенный холод» в душе становится для Раскольникова страшной распла­той за убийство.

Словно в кривом зеркале, предстает перед Раскольниковым его идеал «сильной личности» — Свидригайлов, который уже давно освободился от угрызений совести и искренне уверен, что ему позволено все: насилие, убийство, разврат. Циник и эгоист, он освободил себя от решения нравственных вопросов «человека и гражданина», и поэто­му от всей души наслаждается дарованной себе самим собою же вседозволенностью. Однако страшное падение этого человека заканчивается тем, чего он боялся больше всего на свете — смертью.

Раскольников же, испытывая нечеловеческие страдания и муки совести, остается человеком, и в этом ему очень сильно помогает Соня, которая является для героя вопло­щением бесконечных нравственных мук. Раскольников сознается в своем преступлении и его ссылают на катор­гу. Соня едет за ним. Материал с сайта //iEssay.ru

Страдания, перенесенные Раскольниковым в далекой Сибири, становятся для него очищающими, поскольку глав­ный — внутренний, духовный — суд он уже совершил над собой сам. Но окончательно Раскольников освободился от пут своей теории только тогда, когда полюбил другого че­ловека, готового разделять его печали, радости, муки и торжество: «они оба были бледны и худы, но в этих больных и бледных лицах уже сияла заря обновленного будущего, полного воскресения в новую жизнь». И мы понимаем, что своим состраданием и любовью Соня спасла сильного, умного, но заблудившегося человека.

Создав и разрушив на страницах романа теорию «силь­ной» личности, Достоевский провозгласил идею ценности любой человеческой личности, которая, в свою очередь, дол­жна следовать в своей жизни закону своей совести — нрав­ственному закону.

Не нашли то, что искали? Воспользуйтесь поиском ↑↑↑
Материал с сайта http://iEssay.ru
Предыдущее Ещё по теме: Следующее
Почему Сонечка «вечная»? Достоевский Федор Михайлович Проблема личной ответственности человека за свои поступки