Герой романа наделен трагическим мировосприятием. Для него характерны раздвоенность сознания, несогласие, раскол с самим собой (отсюда и фамилия
Тема: Преступление и наказание

«Арифметика» Родиона Раскольникова (о романе «Преступление и наказание» Ф. М. Достоевского)

Герой романа наделен трагичес­ким мировосприятием. Для него характерны раздвоенность созна­ния, несогласие, раскол с самим собой (отсюда и фамилия — Раскольников), внутрен­нее противоборство, столкновение в душе добра и зла, любви и ненависти. Это гордый, мыслящий, несомненно талантливый человек. Он глубоко пере­живает несправедливость, боль и страдания других людей — но сам же оказывается преступником.

Преступление Раскольникова есть следствие его идеи, теории, но сама эта идея возникла в его смятенном сознании под влия­нием внешних жизненных обстоятельств. Ему во что бы то ни стало нужно найти выход из того ту­пика, в который он попал, надо предпринять какие- то активные действия. Вопрос — «Что делать?»

Раскольников становится свидетелем потрясающей по искренности, безысходности и отчаянию исповеди Мармеладова, его рассказа о трагической судьбе безответной Сони, ради спасения близких вынужден­ной пойти на улицу продавать себя, о мучениях маленьких детей, вырастающих в грязном углу ря­дом с пьяным отцом и умирающей, вечно раздра­женной матерью — Катериной Ивановной. Из письма своей матери Раскольников узнает о том, как в доме Свидригайлова была опозорена его сестра, Ду­ня, бывшая там гувернанткой, как она, желая помочь брату, соглашается стать женой дельца Лу­жина, т. е. готова, по существу, продать себя, что напоминает герою судьбу Сони: «Сонечка, Сонечка Мармеладова, вечная Сонечка, пока мир стоит! Жерт­ву-то, жертву-то себе вы измерили ли вполне? Так ли? Под силу ли? В пользу ли? Разумно ли?»

Обращение к разуму в данном случае особенно многозначительно. Именно разум приводит Расколь­никова к его чудовищной теории и — как следст­вие — к преступлению.

Следователь Порфирий Петрович говорит Раскольникову: «...вы выше ум человеческий цените, по примеру всей молодежи. Игривая острота ума и отвлеченные доводы рассудка вас соблазняют-с...» Порфирий Петрович очень умен. Он нашел то ос­новное звено в мыслях и поведении Раскольникова, которое и предопределило его преступление, — отвле­ченные доводы рассудка, логические построения.

В случайно подслушанном разговоре Раскольни­кова поразили слова: «За одну жизнь — тысячи жизней, спасенных от гниения и разложения. Одна смерть и сто жизней взамен — да ведь тут ари­фметика!» Но еще до этого эпизода Раскольников, мысленно готовясь к убийству, убеждает себя, что во всех его расчетах все «ясно как день, справедливо, как арифметика». Арифметика становится символом сухого расчета, построенного на доводах чистого ра­зума, логики. Достоевский убежден, что арифме­тический подход к явлениям жизни может привести к самым трагическим последствиям, например к топору. Это ведь не случайный образ в романе. Почему именно так Раскольников осуществляет свое ужасное преступление? Топор стал своего рода сим­волом насильственного преобразования действитель­ности. Если вы помните, послал же кто-то письмо в герценовский «Колокол» с призывом: «К топору зо­вите Русь!» Раскольников и берет в руки топор...

Впрочем, мысли и поступки Раскольникова к од­ной арифметике, логике свести никак нельзя. На­против, нередко он поступает подчеркнуто алогично, даже вопреки собственному благополучию и безо­пасности. Математического расчета в его действиях часто нет никакого. Раскольников то и дело созна­тельно ставит себя на край пропасти, находя в этом какое-то болезненное удовольствие: «Так мучил он себя и поддразнивал этими вопросами даже с ка­ким-то наслаждением».

Напомним одну из самых знаменитых сцен рома­на, когда уже после преступления Раскольников снова поднялся на четвертый этаж к квартире, где жила убитая им старуха, «взялся за колокольчик и дернул... Он вздрагивал с каждым ударом, и ему все приятнее и приятнее становилось». Вы скажете, что есть в этом что-то ненормальное, — и будете правы. Но это Достоевский и это герой Достоевс­кого, которому надо себя казнить, но который и в этой самоказни находит какое-то непонятное насла­ждение. Не поразило ли вас странное до крайности поведение Раскольникова в трактире, когда он слу­чайно встретился там с полицейским чиновником Заметовым?

«А что, если это я старуху и Лизавету убил? — проговорил он вдруг и — опомнился». (Обратите вни­мание на слово «вдруг», характерное для повество­вательной манеры Достоевского.) Материал с сайта //iEssay.ru

Очень сложно, очень противоречиво развивается мысль Раскольникова. Следить за нею, искать в ней какую-то логику тяжело — тем более, что и мыслит и действует он в высшей степени непредсказуемо (прежде всего для себя). Но вот что показательно: первое движение его сердца бывает великодушно и гуманно, но стоит ему начать теоретизировать, как тут же его доброта и самоотверженность исчезают. В начале романа рассказывается, как Раскольников де­лал все возможное, чтобы спасти опозоренную девоч­ку, которую он случайно встретил на бульваре. И что же? Через мгновение он уже кричит горо­довому: «Оставьте! Чего вам! Бросьте! Пусть его позабавится (он указал на франта). Вам-то что?»

Получив письмо от матери и узнав о предпо­лагаемой свадьбе сестры, Раскольников решает: «Не бывать этому браку, пока я жив, и к черту госпо­дина Лужина!» Но при свидании с Дуней наст­роение его неожиданно меняется. «Странно, — про­говорил он медленно, как бы вдруг пораженный новой мыслью, — да из чего я так хлопочу? Из чего весь крик? Да выходи за кого хочешь!»

Невозможно свести смысл сложнейшего философ­ского романа Достоевского к проповеди лишь одной какой-то определенной идеи.

Не нашли то, что искали? Воспользуйтесь поиском ↑↑↑
Материал с сайта http://iEssay.ru
Предыдущее Ещё по теме: Следующее
- Достоевский Федор Михайлович «Двойники» Раскольникова