Н. М. Карамзин является ярким представителем сентиментализма - течения, возникшего в европейской культуре во второй половине XVIII века. К тому
Тема: Бедная Лиза

«Бедная Лиза» Н. М. Карамзина как пример сентиментальной прозы

Н. М. Карамзин является ярким представителем сентиментализма — течения, возникшего в европейской куль­туре во второй половине XVIII века. К тому времени стало понятно, что невозможно переделать мир по законам разу­ма, что между действительностью и мечтой чаще всего возникает конфликт, который человек преодолеть не в силах. Сентименталисты верили в то, что все пороки человека коренятся в негативном влиянии общества, а личность изначально морально чиста и нравственна. Прислушива­ясь к себе, наблюдая за своими эмоциями и движениями души, возвращаясь к природе, человек может «очиститься», стать лучше. Жан Жак Руссо писал, что «человек, живу­щий по законам природы, нравственнее».

«Бедная. Лиза» Карамзина явилась новым поворотным этапом в русской литературе. Раскрытие внутреннего мира героев, их чувств и переживаний стало настоящим откро­вением для читателей.

Бедная крестьянская девушка Лиза влюбляется в мо­лодого красивого дворянина Эраста. Но если Лиза — иде­ал «естественного человека», добрая, искренняя, открытая, способная нежно и преданно любить, то Эраст «вел рассе­янную жизнь, думал только о своем удовольствии, искал его в светских забавах».

Как поэтичны и трогательны свидания Эраста и Лизы на лоне природы! С каким тонким психологизмом уда­лось Карамзину описать надежды, радости и печали влюб­ленных! Герои повести уже не манекены, не носители ка­кой-либо одной отличительной черты, а настоящие, живые, реальные люди, умеющие чувствовать и переживать.

Обстоятельства складываются так, что Эраст вынужден на время прекратить свидания, но во время разлуки он успевает проиграться в карты и разориться. Единственная возможность исправить положение — жениться на бога­той вдове. Вот и столкнулись мечта и действительность, разум и сердце! Когда Лиза случайно встречает Эраста в городе и, ничего не подозревая, с радостью обнимает его, молодой человек дает ей деньги, желая откупиться от люб­ви. Чувства девушки оскорблены и, не выдержав горя и унижения, она трагически заканчивает свою жизнь. Материал с сайта //iEssay.ru

Конечно, Эраст виноват в том, что девушка покончила с собой, но автор не обвиняет его и даже пытается по-своему оправдать. Эраст — жертва общества, обстоятельств, вре­мени, низменных страстей, но и он «был до конца жизни своей несчастлив». Узнав о судьбе бедной Лизы, Эраст «не мог утешиться и почитал себя убийцею», а значит — еще не все для него потеряно.

Лирические отступления, замечания и восклицания ав­тора позволяют нам узнать его взгляд на происходящие события. Карамзин так заботится о точности изображе­ния места и времени произошедшего, что мы не сомневаем­ся в реальности истории. И не только горечью, но и на­деждой наполнены завершающие слова повести: «Теперь, может быть, они уже помирились!»

Не нашли то, что искали? Воспользуйтесь поиском ↑↑↑
Материал с сайта http://iEssay.ru
Предыдущее Ещё по теме: Следующее
- Карамзин Николай Михайлович О повести «Бедная Лиза» Н. М. Карамзина