О научной деятельности Ломоносова можно было бы написать отдельную книгу. Приведем здесь лишь некоторые наиболее известные факты, которые дают предста
Тема: Жизнь и творчество поэта

Начинания и свершения Ломоносова-ученого

О научной дея­тельности Ломоносова можно было бы написать отдельную книгу. Приведем здесь лишь некоторые наиболее известные факты, которые дают представления о широте и смелости его научного поиска. Интересуясь стихийными явлениями, Ломоносов исследовал природу землетрясения, шторма, грозы, грома, молнии и т. д. В процессе разработки теории атмосферного электричества ученый подчас прибегал к опасным для жизни экспериментам. Во время одного из них был убит молнией его близкий друг, профессор Г. В. Рихман.

Ломоносов лично сконструировал однозеркальный телескоп усовершен­ствованного типа и особую «ночезрительную» трубу для видения в темноте. В результате астрономических наблюдений им было установлено наличие атмосферы на Венере.

Экспериментируя с окрашенными стеклами, Ломоносов изобрел смальту — особый состав для мозаики. Чтобы добиться получения разно­цветных мозаичных составов, ему пришлось провести около четырех тысяч опытов! Ученый даже завел для этой цели специальную фабрику. Поскольку мозаичное искусство не было известно в России, Ломоносов собственноручно создал его образцы. Наиболее известная из выполненных им мозаичных работ — картина «Полтавская баталия».

Еще в годы обучения в Германии М.В. Ломоносов разработал принципы нового стихосложения с целью его приближения к особенностям русского языка. Эти принципы были изложены им в «Письме о правилах россий­ского стихотворства» и проиллюстрированы стихотворением собственного сочинения. Ломоносовская реформа стихосложения стала важным шагом в развитии русской поэзии. Позже ученым была написана «Риторика» — филологический труд, в течение долгого времени служивший основным руководством по теории литературы. Только в продолжение XVIII в. эта книга переиздавалась семь раз.

Наряду с реформой стихосложения М. В. Ломоносов осуществил реформу русского языка, что было крайне необходимо в условиях, когда разговор­ный язык, уже оторвавшийся от традиций средневековой письменности, еще не выработал устойчивых новых норм и, кроме того, был засорен мно­гочисленными заимствованиями из разных иностранных языков. Ученый решительно осудил как «дикие и странные слова и нелепости, входящие... из чужих языков», так и искусственное использование устаревших слов церковнославянского языка. Однако, справедливо считая, что современ­ный язык базируется на средневековой письменности, он выступил за со­хранение ее лучших живых традиций. Именно в них и в стихии русской разговорной речи Ломоносов призывал черпать «материал» для обновления языка. Таким образом, он с гениальной проницательностью указал наиболее продуктивную линию литературного развития языка — за счет собственных национальных ре­сурсов. Еще в то время, когда русский язык на­ходился в состоянии формирования, Ломоносов с восхищением говорил о его несметных богат­ствах и безграничных выразительных возмож­ностях: в нем, считал ученый, можно найти «вели­колепие ишпанского, живость французского, крепость немецкого, нежность италиянского, сверх того богатство и сильную в изображениях краткость греческого и латинского языков».

На основе опыта античной и европейской литератур Ломоносов создал национальную тео­рию «трех штилей» письменной речи, которая разграничивала высокий, средний и низкий стили, а также содержала рекомендации отно­сительно подобавших данным стилям жанров и лексики. Так, для высокого стиля она предпи­сывала употреблять церковнославянизмы, для низкого — разговорную лексику, в том числе — просторечия. Высоким стилем, согласно ломоносовской теории, надлежало писать героичес­кие поэмы, оды, речи в прозе «о важных материях»; средним стилем — сти­хотворные дружеские послания, элегии, сатиры, прозаические сочинения исторического и научного содержания, а также «театральные сочинения, в которых требуется обыкновенное человеческое слово»; низким стилем — комедии, песни, «описания обыкновенных дел» и др. Материал с сайта //iEssay.ru

Не менее разносторонней и масштабной была деятельность М. В. Ломо­носова в сфере организации научно-культурной жизни. В 1748 г., преодолев ожесточенное сопротивление академического начальства, он создал первую в России химическую лабораторию, по уровню оснащенности и характеру производившихся работ не имевшую равных в Европе.

В 1755 г. по предложению и плану ученого был открыт Московский университет (с 1940 г. Московский государственный университет имени М.В. Ломоносова). Понимая, как важно открыть дорогу в науку молодым талантливым выходцам из народа, Ломоносов прилагал все усилия для того чтобы в учрежденном им университете могли учиться представители разных сословий.

В 1758 г. знаменитый исследователь возглавил Географический департа­мент Академии наук, в котором готовил русских картографов и вместе с ними трудился над составлением атласа России. В последние годы, увлек­шись вопросами мореходства и навигации, Ломоносов добился создания большой полярной экспедиции, в снаряжении которой принял самое дея­тельное участие (эта экспедиция вышла в море уже после его смерти).

Не нашли то, что искали? Воспользуйтесь поиском ↑↑↑
Материал с сайта http://iEssay.ru
Предыдущее Ещё по теме: Следующее
Михаил Васильевич Ломоносов — выдающийся русский просветитель Ломоносов Михаил Васильевич О жизни и творчестве М. В. Ломоносова