Михаилу Васильевичу Ломоносову (1711-1765) принадлежит огромный, неоценимый вклад во все основные области русской национальной культуры XVIII в. В 173
Тема: Жизнь и творчество поэта

Система стихосложения Ломоносова

Михаилу Васильевичу Ломоносову (1711-1765) принадлежит огром­ный, неоценимый вклад во все основные области русской национальной культуры XVIII в. В 1739 г. двадцативосьмилетний Ломоносов прислал на родину из Фрейберга, где в это время обучался в Горной академии, «Письмо о правилах российского стихотворства» с приложенной к нему одой «На взятие Хотина» как практическим подтверждением провозглашенных и обоснованных в «Письме» принципов нового русского стихосложения. Ломоносов-реформатор стиха, в отличие от Тредиаковского, смело и по­следовательно утверждает силлабо-тоническую систему стихосложения как «природную» для русского языка. Он признает право на существование как двусложных, так и трехсложных стоп и отстаивает равноправие жен­ских и мужских и дактилических рифм. В качестве размера, наиболее соот­ветствующего «благородству, великолепию и высоте» жанра оды, Ломо­носов выдвигает на первое место четырехстопный ямб, который он широко разрабатывает в своих одах, оказавших огромное влияние на развитие рус­ской поэзии вплоть до Пушкина.

Сжатый и энергичный ямбический стих Ломоносова не только открыл широкие возможности для превращения русской оды в трибуну общест­венного мнения, в своеобразный, полный высокого гражданско-патриотического пафоса «урок царям» (каким она фактически и оставалась на всем протяжении ее развития под пером ее крупнейших представителей), но и заложил основу завоеваниям всей позднейшей русской ямбической поэзии до Пушкина. Ломоносов, опираясь на опыт поэтики и риторики античности и Нового времени, в русском языке разграничил три рода «речений» и соответственно им три языковых «штиля»: высокий, посредственный (средний) и низкий. Материал с сайта //iEssay.ru

К первому роду относятся слова, одинаково принятые как в церковно­славянском, так и в русском языке; ко второму — малоупотребительные в живой речи, но «грамотным людям» понятные церковнославянские слова; к третьему — слова, присущие только русскому языку. Для высокого стиля равно приемлемы «речения» как первого, так и второго рода; посредствен­ный стиль черпает свой словарный запас из «речений» первого и третьего рода; низкий стиль ограничивается преимущественно «речениями» треть­его рода, с примесью среднего и строгим отбором «простонародных низких слов». Учение о трех «штилях» легло в основу ломоносовской системы литературных жанров. Высоким стилем, учил он, пишутся героические поэмы, оды и речи в прозе «о высоких материях»; средним — «театральные сочинения, в которых требуется обыкновенное человеческое слово к жи­вому представлению действия », стихотворные дружеские письма, эклоги, элегии, сатиры, прозаические сочинения исторического и научного содер­жания; низким — комедии, шуточные эпиграммы, песни, прозаические дружеские письма и «описания обыкновенных дел».

Хотя Ломоносов рассматривал поэтическую деятельность как второ­степенную для него по сравнению с другими сферами своего огромного, напряженного труда ученого и просветителя, он был одним из гениаль­нейших лирических поэтов XVIII в.

Не нашли то, что искали? Воспользуйтесь поиском ↑↑↑
Материал с сайта http://iEssay.ru
Предыдущее Ещё по теме: Следующее
О жизни и творчестве М. В. Ломоносова Ломоносов Михаил Васильевич Теория «трех штилей» М. В. Ломоносова (Второй вариант)