Почему Мария согласилась работать продавщицей, хотя у нее не было опыта, необходимых знаний? Мария согласилась работать продавцом по нескольки
Тема: Деньги для Марии

Вопросы и ответы к повести В. Г. Распутина «Деньги для Марии»

  1. Почему Мария согласилась работать продав­щицей, хотя у нее не было опыта, необходимых зна­ний?
  2. Мария согласилась работать продавцом по нескольким причинам, главной из ко­торых была ее природная доброта и пони­мание необходимости выручить односель­чан и открыть магазин после долгого его простоя. Сначала думали, что Мария по­работает продавцом временно, пока в дек­рете побудет Надя Воронцова, а когда та раздумала возвращаться, то пришлось ос­таться на постоянную работу. Были у Ма­рии и некоторые практические соображе­ния: здоровье не позволяло выполнять в колхозе тяжелую работу, нужен был при­смотр за ребятишками и домом — мага­зин находился рядом, да и семья нужда­лась в дополнительном заработке, так как получила ссуду на строительство нового дома. Тем не менее Мария, понимая опас­ность торговой деятельности для несведу­щего человека, долго не соглашалась при­нять магазин. А потом и ревизию потребо­вала сама.

  3. Как складываются отношения Кузьмы и Марии с односельчанами после прихода в их дом беды?
  4. В целом отношения со стороны одно­сельчан сохраняются доброжелательные и сочувственные. Мария и Кузьма испыты­вают перед ними чувство стыда, неловкос­ти. Тяжело переживает горе Мария, даже мечтает о смерти. И оба они надеются на помощь.

  5. В чем причины крупной недостачи у Марии?
  6. Причины в том, что у нее не было необ­ходимых бухгалтерских знаний для веде­ния учета в магазине, а также в доверчи­вости к людям. Мария отпускала товары в долг и не всегда этот долг ей возвращали. Не всегда товары в райцентре она получа­ла сама. Не исключено, что опытные лю­ди в райпотребсоюзе, пользуясь безгра­мотностью Марии, могли обмануть в фак­туре. Кроме того, и учета в магазине не было целый год. Сочувствуя Марии, реви­зор не стал сразу возбуждать судебного де­ла, а дал пятидневный срок, чтобы по­крыть недостачу.

  7. Зачем Распутин проводит Кузьму в поисках денег от дома к дому односельчан? Покажите, как меняется психологическое состояние Кузьмы.
  8. В основе повести лежит мотив древне­русских хождений за правдой. При таком построении сюжета нравственной провер­ке подвергаются не только односельчане, но все наше общество. Читатель встреча­ется с разнообразными характерами, раз­личными нравственными принципами. Тем самым Распутин высказывает важ­ные мысли о необходимости сохранения традиций, которые сформированы разме­ренным сельским укладом жизни: «Все люди родом оттуда, из деревни, только од­ни раньше, другие позже, и одни это понимают, а другие нет <….> к доброта че­ловеческая, уважение к старшим, и тру­долюбие тоже родом из деревни».

    Психологическое состояние героя пери­одически меняется в зависимости от того, с кем он встречается — от надежды до бе­зысходности. И не только оттого, даст или не даст этот человек взаймы, выручит или не выручит, но Кузьмой владеет и чувство собственного неудобства, стыда обреме­нять их своими просьбами, которые по­рой ставят их в неловкое положение. Так, не смог он попросить денег у своего дру­га и бывшего напарника по работе Ва­силия. С большим смущением берет на­копленные теткой Натальей деньги на по­хороны.

    Для Кузьмы хождение за деньгами — путь, полный нравственных мучений. И еще одна проблема проявляет себя в по­вести — это материальная необеспечен­ность тружеников. Хотя по тем временам тысяча рублей считалась очень крупной суммой, тем не менее трудности сбора ее свидетельствуют о серьезном неблагопо­лучии в обществе. С трудом накопила по­хоронные Наталья, на книжке в районе держит сбережения небедный человек ди­ректор школы, даже за ста рублями ему нужно ехать в сберкассу, и, понимая, что помогать в этой ситуации нужно, он дела­ет это с трудом. Положение сельской ин­теллигенции (специалистов) явно неза­видное, и вряд ли можно осудить меха­ника, которому не хватает денег, чтобы принять друга, или жену ветеринара, у которой пятьдесят рублей долгу. И Кузь­ма при всей тяжести его положения с пониманием относится к ним и не осуж­дает.

  9. Почему Кузьма идет даже в те дома, хозяева которых явно ему не помогут (Степанида)? Толь­ко ли тяжелое положение героя ведет его к этим людям? Почему Кузьма обращается к тем, от ко­го нелегко получать помощь (Евгений Николаевич)?
  10. Писатель действительно ведет Кузьму почти во все дома односельчан, даже в те, где заранее известно, что денег не дадут (Степанида) или дадут с массой оговорок (Евгений Николаевич). Это необходимо для показа разнообразия человеческих характеров. И конечно, Кузьма чрезвы­чайно доверчив и надеется, что в столь экстремальной ситуации откроется луч­шее, что есть в людях. Но надежды оправ­дываются не всегда.

  11. Проанализируйте сцену собрания специалис­тов. Какова основная идея этого эпизода повести? Попытайтесь определить позицию автора.
  12. В этой сцене раскрываются психологи­ческие особенности каждого из участни­ков — председателя, Кузьмы, специалис­тов. Чувствуется, что каждый испытыва­ет внутренние сложности. Нервничает председатель, что не все собрались сразу, приходится ждать. Напряженно чувству­ют себя другие. Они согласились с прось­бой председателя, но их согласие какое- то вымученное, молчаливое. Самым со­знательным оказался агроном и даже обо­дрил Кузьму: «Ты не думай, что он нас заставил. Он правильно сделал. Бери эти деньги, не стесняйся. Считай, что они твои». Это еще один подход к сложившей­ся ситуации. Другие согласились молча.

    Распутин, создавая эту сцену, дает краткие характеристики специалистам; их можно даже назвать зарисовками. Это очень положительные люди, любящие свою работу, уважаемые в колхозе. Каза­лось бы, именно они должны определять уровень нравственности. Попутно дана ис­тория жизни председателя, из которой по­нимаешь, что этот призыв к специалистам помочь Кузьме вытекает из логики его ха­рактера, его нравственных представле­ний о порядочности, чести, самопожерт­вовании, взаимной выручке. Именно председатель предстает перед нами как настоящий лидер коллектива, каким он был и всегда. Распутин как бы сравнива­ет, рассказывая историю ареста и осужде­ния председателя, тот рискованный по­ступок, совершенный ради односельчан (покупка бензина у шкипера), с попыткой найти деньги для Марии.

    Идейный смысл сцены собрания специ­алистов — призыв к традиционной рус­ской соборности, утверждению гуманис­тических нравственных законов, призыв к осуществлению исконной миссии интел­лигенции. Материал с сайта //iEssay.ru

  13. Как вы думаете, почему события первых трех дней представлены в повести как воспоминания Кузьмы во время его поездки к брату в город? В чем смысл такого композиционного приема?
  14. Распутин использует очень интересный композиционный прием передачи пред­шествующих событий через воспомина­ния. Мы уже знаем, что нужную сумму он не смог собрать на селе или не реализовал все имеющиеся возможности, что про­скальзывает в его мыслях. Через его вос­поминания и размышления в поезде мы знакомимся с разными людьми, и знако­мимся более подробно, чем это могло слу­читься при прямолинейно выстроенном сюжете. У Кузьмы есть время на совместное с автором осмысление случившегося. Настроения и характеры односельчан в целом оказываются проанализированны­ми в сознании Кузьмы. Осталось прове­рить и чувства родного брата, как он проявит себя в ситуации семейной беды, проверить крепость семейных связей, ко­торые также являются исконно русской традицией.

  15. Почему финал повести остается открытым?
  16. Финал остается открытым, кажется, потому, что автор решил завершить свое повествование на самом напряженном мо­менте, от которого зависит дальнейшая судьба семьи Кузьмы. Достигнута куль­минация повести — Кузьма стоит у две­рей квартиры брата, стоит с надеждой, хо­тя за минуту до этого сомневался, стоит ли обращаться к нему, ведь брат — отре­занный ломоть. Какой бы ни была развяз­ка, главное, что Кузьма все-таки пришел к брату воззвать к родственным чувствам. Его стук в дверь — это стук в сердце род­ного человека. Вместе с читателем автор не хочет разочаровываться, он не хочет ве­рить в разрушение традиционных родст­венных связей, он верит в голос крови, хо­тя бы в экстремальных ситуациях. Ведь проблема семьи, ее крепости — одна из главных в творчестве Валентина Распу­тина.

Не нашли то, что искали? Воспользуйтесь поиском ↑↑↑
Материал с сайта http://iEssay.ru
Предыдущее Ещё по теме: Следующее
- Распутин Валентин Григорьевич -