Тема: Литературные термины и определения

Футуризм

Футуризм (от лат. futurum — будущее)

1. Авангардистское течение в литературе и искусстве 1910 — 1930-х гг. Родиной футуризма была Италия, а его «крестным отцом» — поэт Ф. Т. Маринетти. Футуристская эстетика основывалась на отказе от культурного наследия, эпатажном художественном эксперименте. При этом идея революции в искусстве связывалась с идеей «глобальной переделки мира». В своем творчестве итальянские футуристы пытались запечатлеть энергию, динамизм, «техницизм» современной цивилизации, сознание «человека толпы». Русский футуризм имел свою специфику. Он включал в себя четыре основные группы: «Гилея», или кубофутуристы (Велимир Хлебников, Д. и Н. Бурлюки, В. Маяковский, В. Каменский, А. Крученых, Б. Лифшиц); «Ассоциация эгофутуристов» (И. Северянин, И. Игнатьев, К. Олимпов, В. Гнедов); «Мезонин поэзии» (В. Шершеневич, Р. Ивнев, С. Третьяков, Б. Лавренёв) и «Центрифуга» (С. Бобров, Б. Пастернак, Н. Асеев). Наиболее радикальной и продуктивной оказалась первая из них.

2. Авангардное явление в русской поэзии. Сюда входило несколько групп: эгофутуристы (И. Северянин, К. Фофанов); кубофутуристы (будетляне, гилейцы) — А. Крученых, Д. Бурлюк, В. Маяковский, В. Хлебников, В. Каменский; группа «Центрифуга» (В. Шершеневич) и группа «Мезонин поэзии» (С. Бобров). Несмотря на различия этих групп, между ними было то общее, что позволяет говорить о поэтическом течении.

Футуристы отказывались от наследия классической литера­туры, призывали «сбросить с корабля современности» Пушки­на, Достоевского, Толстого. Сборники носили антиэстетические названия, которые должны были, по их мнению, показать пре­зрение к эстетике прежних поэтических школ и течений («Дох­лая луна», «Пощечина общественному вкусу», «Доители изнурен­ных жаб»).

Футуристы отрицали правила грамматики, синтаксиса, раз­рушали привычные ритмы и рифмы. Они экспериментировали с языком, вводя авторские неологизмы. В их стихах соединялось высокое и низкое, торжественные интонации с «простым, как мычание». Некоторые футуристы прибегали к «зауми», истол­ковывая ее как расширение поэтических возможностей русского языка (Крученых, Хлебников). В стихах футуристов очевидно стремление к примитивизации. Футуристы эпатировали, будо­ражили публику не только названиями сборников, но и внеш­ним поведением, антиэстетизмом в жизни. Их творчество на­правлено на разрушение, ниспровержение существующего. Не случайно так близка оказалась футуристам идея революции с ее лозунгом: «Весь мир насилья мы разрушим до основанья». Не случайно многие футуристы стали певцами революции.

Тем не менее футуризм, если отвлечься от его крайностей, способствовал выявлению богатства русского поэтического язы­ка, обновлению поэтической формы. Он подготовил появление конструктивизма 20-х годов, поэзии обериутов (Д. Хармс, А. Вве­денский, Н. Олейников и др.), своеобразно отразился в совре­менной авангардной поэзии. Материал с сайта //iEssay.ru

3. Футуризм возник как литературное направление в России в 1910-1912 годах, почти в то же время, что и в Италии. Черты русского и итальянского футуризма во многом схо­жи: утопическая мечта о рождении сверхискусства, способного пре­образить мир; опора на новейшие научные и технологические дос­тижения. Русский футуризм впервые заявил о себе в 1910 году после публикации первого футуристического сборника «Садок судей», в ко­тором были напечатаны поэтические произведения Д. Бурлюка, В. Каменского, В. Хлебникова. Условно выделилось несколько груп­пировок нового литературного течения. Наиболее заметные: кубофутуристы или поэты «Гилеи» (В. Маяковский, В. Хлебников, Д. Бурлюк, В. Каменский и др. стремились к созданию трудной игры слов), эгофу­туристы (И. Северянин, К. Олимпов, В. Гнедов и др. выступали как поэты изысканной общедоступности), поэты объединения «Центрифу­га» (Б. Пастернак, Н. Асеев, С. Бобров и др., считавшие себя «умерен­ными» футуристами). Русский футуризм стремился к революционному преображению реальности, к разрушению старых норм и выступал за новаторство в области языка и стихотворной формы, за своего рода словотворчество: отрицал прошлое во имя настоящего («Бросить Пуш­кина, Достоевского, Толстого и проч. и проч. с парохода современно­сти»), а настоящее во имя будущего. Поэт мыслился футуристами бун­тарем, революционером, сотворцом новой реальности. Это было самое крайнее по своему радикальному отношению к жизни модернистское течение в поэзии. Футуристы тяготели к формальному эксперимента­торству и выступали против выражения общественных позиций в ис­кусстве. Для их поэзии характерно анархическое бунтарство: они мог­ли изменять слово, дробить его, создавать новые сочетания и смыслы. Дух бунтарства присутствовал у футуристов не только при отрицании традиций и прошлого, но и при создании собственных стихов. Высту­пления футуристов сопровождались литературными скандалами, от­кровенным эпатажем. Открытая приверженность ко всему новому приводила футуристов к отказу от традиций и культуры прошлого, что в конечном итоге и привело литературное течение к гибели.

Не нашли то, что искали? Воспользуйтесь поиском ↑↑↑
Материал с сайта http://iEssay.ru
Предыдущее Ещё по теме: Следующее
Фольклорная Литературные термины и определения Хокку