История технологии отделки изделий насчитывает тысячелетия. Например, изделия, найденные при археологических раскопках вблизи поселка Триполье, ч
Тема: Работа с деревом

Отделка изделий из фанеры и ДВП

История технологии отделки изделий насчитывает тысячеле­тия. Например, изделия, найденные при археологических рас­копках вблизи поселка Триполье, что в Киевской области, дати­руются 5,4 тыс. лет до нашей эры. Изготовлены они из керамики (рис. 120) и украшены различными рисунками, символами, ор­наментами.

Рис. 120. Изделия времен трипольской культуры

Предметов из древесины тех времен на территории нынешней Украины не сохранилось из-за неустойчивости этого материала к климатическим условиям (воздуху, влаге, действию солнечных лу­чей и т. п.). Принимая во внимание то, что орудия труда из древе­сины человек смастерил раньше, чем начал изготавливать вещи из керамики, можно утверждать, что отделка изделий из древесины осуществлялась значительно раньше, чем из керамики.

Древнейшей техникой отделки является наскальное рисова­ние (рис. 121).

Рис. 121. Наскальные рисунки
Рис. 122. Внешняя стенопись

Впоследствии наши предки освоили настенное рисование, или стенопись. Зародилось оно в начале XV в. На разрисован­ных стенах изображали созданные воображением мастера при­чудливые цветы, деревья, узоры и т.п. (рис. 122).

В то же время начинается украшение стен внутри помещений с использованием приемов разрисовывания, вырезания опреде­ленных геометрических фигур, изображения сюжетов природного происхождения, комбинирования различных материалов для от­делки, или элементов декора. Подобными приемами украшают бытовые вещи: столы, сундуки, ложки, тарелки и т.п. (рис. 123).

Такое украшение вещей получило название декоративно-при­кладное искусство.

Рис. 123. Внутренняя отделка жилых помещений декоративной росписью

Отделка изделий из древесины – это создание на их поверхности защит­ного декоративного покрытия для улучшения внешнего вида изделий и защиты их от влияния окружающей среды (воздуха, влаги, света и т.п.).

Существуют следующие виды от­делки древесных изделий: прозрачная, непрозрачная и специальная.

При прозрачной отделке на древеси­ну наносят защитную декоративную прозрачную пленку; при этом текстура и цвет древесины сохраняются, а во многих случаях даже становятся еще более выразительными. Для такого вида отделки используют глянцевые или матовые лаки, синтети­ческие пленки и т. п.

При непрозрачной отделке защитная пленка непрозрачна и полностью закрывает текстуру и цвет древесины. Непрозрачную отделку осуществляют пигментированными красками (масляны­ми, эмалевыми и т. п.) по древесине малоценных пород.

Рис. 124. Кисти для нанесения лакокрасочных материалов

К специальной (декоративной) отделке принадлежат позоло­та, бронзирование, выжигание, роспись, резьба и т. п. Специальные виды отделки применяют в небольших производствах с ху­дожественным уклоном.

Лакокрасочные материалы наносят на поверхность вручную кистями (рис. 124), а механизированно – распылением, нали­вом, погружением изделия.

Рис. 125. Приемы нанесения лакокрасочного покрытия: а – направления нанесения; б – положение кисти при лакировании (окрашивании); в – положение руки при лакировании (окрашивании) кистью

Для всех видов внешней отделки поверхность древесины долж­на быть хорошо подготовленной. Подготовка заключается в окон­чательном выравнивании и зачистки поверхности. Сначала ее шлифуют вдоль волокон шлифовальной шкуркой № 100 с помо­щью шлифка. Шлифок помогает устранить небольшие неровности на поверхности заготовки. Окончательную зачистку вы­полняют мелкозернистой шлифовальной шкуркой № 140...160.

Лакокрасочные материалы наносят кистями на поверхность два или три раза, в зависимости от требуемого качества отделки.

Рис. 126. Виды росписи: а – петриковская; б – яворивская; в – гуцульская

Приемы нанесения лакокрасочных покрытий показаны на ри­сунке 125. Сначала лакокрасочное покрытие наносят поперек, а потом разравнивают вдоль волокон. После каждого нанесенного слоя лакокрасочную пленку просушивают и шлифуют мелкозер­нистой шлифовальной шкуркой. Последний слой не шлифуется.

Вся поверхность изделия после лакирования (окрашивания) должна иметь одинаковый ровный блеск.

Рис. 127. Изделия, украшенные росписью

Отделку лаками и красками производят в хорошо проветрива­емом помещении. В школьных мастерских следует пользоваться только водорастворимыми лаками и красками. После отделки кисти нужно вымыть с мылом в проточной воде, высушить и хранить в отведенном месте.

Одним из самых ярких видов отделки, которые издавна рас­пространены в Украине, является декоративная роспись. Немало выдающихся мастеров украинской декоративной росписи заслу­жили своим трудом мировую славу. И ни технический прогресс, ни новые материалы и технологии не могут обесценить, приуменьшить того, что создано человеческим талантом на протяжении веков. Самыми известными техниками такой отделки яв­ляются петриковская, яворивская и гуцульская росписи (рис. 126). Ими и в настоящее время украшают самые разнообразные полез­ные вещи – сундуки, посуду, игрушки и т. п. (рис. 127).

Рис. 128. Кисти для росписи

На уроках трудового обучения ты также будешь изготавли­вать подобные изделия и украшать их самой распространенной петриковской росписью. Эта техника известна своей выразитель­ностью и красочностью. Объектом петриковской росписи являет­ся растительный и животный мир украинской природы.

Основным инструментом для росписи являются кисти из шер­сти колонка (хищного зверька с ценным пушистым мехом) и белки (рис. 128). Роспись выполняют акварельными, водополи­мерными или гуашевими красками.

Перед тем как начать рисовать какую-либо композицию, нужно выполнить подготовительные упражнения. К самым простым из них относится рисование «зернышка». Элемент называется так по­тому, что его изображение подобно зернышку яблока или груши.

Рис. 129. Мазок «зернышко»
Рис. 130. Элементы орнаментов, выполненные мазком «зернышко»

Это упражнение выполняем так: набрав на кисточку краски, делаем на бумаге отпечаток. Сначала прикасаемся к бумаге острой частью кисточки, а потом прижимаем пяту, то есть са­мую широкую часть кисточки (рис. 129). Для выполнения боль­ших по размеру мазков следует использовать большие кисточки.

С помощью одного только «зернышка» можно нарисовать разнообразные цветы, листья и т.п. (рис. 130).

Мазки, которые поставлены рядом и начинаются с утолще­ния, а заканчиваются острым усиком, называют «гребенкой».

Рис. 131. Мазок «кривенькое зернышко»
Рис. 132. 1. Приемы выполнения кистью различных элементов орнамента: а – проведение прямых и волнистых линий; б – рисование бусинок и ягодок; в – техника выполнения мазка «зернышко»; г – использование мазков «зернышко» («кривенькое зернышко») для построения элементов орнамента. 2. Использование подставки для фиксации руки при росписи изделия.

«Кривенькое зернышко» (рис. 131) – это мазок, очень похо­жий на «зернышко». Он широко используется для рисования ле­пестков цветов, листьев, бутонов и других элементов орнамента.

Этот мазок следует выполнять так: на кисточку набираем кра­ски, прижимаем кончик кисточки к бумаге, немного протягива­ем его с легким поворотом влево или вправо и опять прижимаем пяту кисточки к листу.

Упражняясь, мазки «зернышко» и «кривенькое зернышко» следует размещать по вертикали, горизонтально, под углом, по прямой и по кругу. При этом старайтесь, чтобы «зернышки» были одного размера, одинаково удалены друг от друга. Материал с сайта //iEssay.ru

Рис. 133. Рисование простых композиций мазками «зернышко» и «кривенькое зернышко»: а – отметка карандашом; б – рисование цветка; в – рисование стебля и листьев
Рис. 134. Последовательность рисования композиции без помощи карандаша

Возможно, при выполнении этих упражнений мазки сначала не будут аккуратными, четкими и выразительными, поэтому следует повторить их многократно, прежде чем наносить рису­нок на изделие.

Рисование простых композиций мазками «зернышко» и «кри­венькое зернышко» можно условно разделить на несколько этапов.

Сначала намечаем карандашом место и размеры цветка, на­правление размещения стебля и основных листков (рис. 133, а). Затем рисуем цветок (рис. 133, б). Он состоит из «зернышек», «зернышки» – это лепестки цветка. Стебель и листки рисуем мазками «кривенькое зернышко» разных размеров (рис. 133, в).

Рис. 135. Приспособление для сушки кистей

Попробуй выполнить эту работу без помощи карандаша, сразу красками. Сначала рисуй основные эле­менты композиции – цветок и сте­бель, потом листки, а в конце – мель­чайшие вспомогательные элементы росписи (рис. 134).

При отделке изделий необходимо соблюдать следующие правила без­опасного труда:

1. Перед окрашиванием и лаки­рованием следует ознакомиться с надписями на упаковках материа­лов, выяснить назначение и способ использования красок и лаков.

2. Отделку следует производить только в хорошо проветрива­емом помещении.

3. Нужно следить, чтобы во время работы частицы лака и краски не попадали на одежду и тело.

4. По завершении работы кисти следует вымыть с мылом в проточной воде и повесить для высыхания (рис. 135).

5. Вымыть руки с мылом.

Не нашли то, что искали? Воспользуйтесь поиском ↑↑↑
Материал с сайта http://iEssay.ru