'Самый несчастный из людей тот, для кого в мире не оказалось работы'. Т. Карлейль Бесконечно длинное федеральное шоссе № 66. Оно тянется чере
Тема: Гроздья гнева

Поиски земли обетованной (по роману Дж. Стейнбека «Гроздья гнева»)

«Самый несчастный из людей тот, для кого в мире не оказалось работы».

Т. Карлейль

Бесконечно длинное федеральное шоссе № 66. Оно тянется через Оклахому, Канзас до самой Калифорнии — южного счастливого края, где на плодородной земле растут чудесные персики, яблоки и другие экзотические фрукты, где есть работа для всех, где живут богатые и счастливые люди. По этой дороге едет видавший виды шестицилиндровый легковой «гудзон» Джоудов, переоборудованный ими в грузовик для дальних путешествий. Глава семьи сидит в кабине рядом с одним из сыновей, которые по очереди ведут машину. В кузове, среди самого нужного, без которого не обойтись в дальней поездке, домашнего скарба на мешках, узлах и подержанных стульях расположились остальные члены семьи: мать, бабка, старшая дочь, ожидающая ребёнка, и её муж, ещё один сын, богом обделённый здравым умом, ещё двое младших детей — десяти- и двенадцатилетний Уинфилд и Руф, проповедник Кейси, ставший другом, помощником, мудрым советчиком этого большого семейства.

Куда едут они? Что они ищут?

Позади у них осталась бедная, но казавшаяся нормальной жизнь в своём доме на своей земле. Правда, земля эта была уже не совсем своя: за налоги, кредиты и непомерные проценты, которые никак не удавалось полностью и вовремя выплатить, землю пришлось заложить в банк, который постепенно стал полным хозяином земли. А Джоуды превратились в арендаторов. И настал час, когда Банк согнал арендаторов с их земли, потому что выгоднее обрабатывать землю тракторами и наёмными рабочими.

И тысячи семей, подобно Джоудам, снялись с места и отправились в неизвестном самим направлении в поисках новой жизни. Говорят, в Калифорнии есть работа и жильё. И теперь по федеральному шоссе № 66 катит не одна тысяча машин снявшихся с места бывших фермеров. Куда? Они думают, что впереди их ждёт работа. Они мечтают дружно трудиться всей семьёй и в скором времени купить небольшой домик среди цветущих садов, отдать младших детей в школу, устро­ить жизнь дочери и её ребенка, который должен вот-вот родиться. Они надеются, что со временем смогут купить землю и открыть своё дело — маленькую ферму и зажить привычной для них жизнью. Ради этого они готовы терпеть трудности и невзгоды в пути. Главное — сохранить семью, держаться друг за друга, и тогда можно добиться желаемого.

Как видим, Джоуды и подобные им ни на что особенно в жизни не претендуют. Их стремления просты и непритязательны: возделывать землю и жить плодами своих рук. Но в том-то всё и дело, что американский образ жизни лишает их и этого, каза­лось бы, такого бесспорного права на жизнь и труд на собственном клочке земли.

Путь в калифорнийский рай оказался для семьи Джоудов трагедией. Их вынудили оторваться от родной земли. Для них она была не только местом каж­додневного тяжёлого труда, но и воплощением добра и справедливости в мире. Их любовь к природе, земле, воздуху и солнцу, дарам природы — естественное чувство человека-труженика, воспринимающего землю как живой организм, за что земля одаривает его урожаем.

В пути Джоуды экономят каждый цент, каждый галлон воды и бензина. С каждым днём всё труднее становится накормить. С каждым часом тает их на­дежда найти работу и обрести постоянную крышу над головой. Встречаясь с та­кими же, как и они, выгнанными из родного дома на большую дорогу «искателя­ми счастья», Джоуды всё больше убеждаются в тщетности своих надежд.

Первым не выдерживает трудностей пути муж дочери, молодой человек, мечтавший о красивой и богатой жизни в городе. За ним — полоумный и добрый Ной, сломленный тяготами путешествия: он уходит от семьи, чтобы слиться с природой, с рекой, которая, как кажется Ною, зовёт его. Не смогла пережить разрыва с родным домом бабка: умерла на границе двух штатов, когда до желанной Калифорнии, казалось, рукой подать. Дочь Роза всё больше осознаёт, что ей не удастся выносить и родить здорового ребёнка. Роды у неё начались в самый критический момент жизни их семьи, когда вода во время сильного ливня стала подтапливать их вагончик, который временно служил им домом. У неё родился мертвый ребёнок, и жизнь для неё потеряла всякий смысл.

Не смог стать оплотом семьи отец. Чем дальше продолжалось их путешествие, тем более растерянным он становился, не видя возможности найти работу и со­держать большую семью. Один раз им улыбнулось счастье, когда они приехали в государственный лагерь для переселенцев. Здесь некоторое время они смогли пожить в более-менее человеческих условиях, своим трудом оплатить пребыва­ние в лагере. Здесь отец и старший сын Том нашли на несколько дней работу у добропорядочного и честного фермера. Но он вынужден был скоро отказать им в работе, так как крупные землевладельцы штата, объединившиеся в Ассоциацию фермеров, диктовали для всех свои условия оплаты труда наёмных рабочих и тем самым загоняли в угол не только мелких фермеров, подобных Джоудам в прошлом, но и средних, каким был их работодатель.

Опорой семьи в её тяжких скитаниях оказались мать и старший сын Том. Мать, всю жизнь поддерживавшая мир и спокойствие в семье, и сейчас пытается словом ободрить дочь, убедить мужа не отчаиваться, оправдать необдуманные поступки среднего сына, обнадёжить Тома. Она одна заботится о младших детях, об их душах, пытаясь в этих жестоких условиях научить их оставаться людьми и делиться последним куском хлеба с голодным. Мать советует своим взрослым детям: «Если у тебя горе, твёрдо я знаю одно: иди к беднякам, они помогут». Видя, что семья гибнет, она всё же убеждена в том, что простые люди и их традиции бессмертны, они первооснова жизни. Она говорит: «Нас не сотрёшь с лица земли, не уничтожишь. Мы будем существовать вечно. Потому что — мы народ». Материал с сайта //iEssay.ru

Старший сын Том, сознание которого стало просыпаться в результате бесед со стихийным проповедником Кейси и той несправедливости, свидетелем кото­рой он неоднократно был во время пути, первым до конца осознаёт происходящее, истинное состояние дел. И он принимает на себя ответственность за судьбу семьи. Видя, что не только его семья, но тысячи таких же семей оказались в отчаянном положении, Том, благодаря Кейси и некоторым думающим, как и он, людям, приходит к мысли об объединении усилий всех бедняков: «Подымутся голодные на борьбу за кусок хлеба, я буду с ними». Он не мирится с унижениями и оскорблениями и вступает в конфликт с полицией, защищая правду. Из-за это­го он вынужден скрываться, покинуть родных. Он понял, что только солидарность тысяч бедняков, сорванных с насиженных мест людей способна выдержать схватку с банками и шерифами, богатыми фермерами и трестами, отрядами вооружённых лавочников и наёмными убийцами. Только совместная борьба способна пробудить равнодушие государственного аппарата США и задуматься о судьбах бедняков.

Трагедия этих простых американских граждан, выброшенных из жизни об­ществом, предстала перед нами в романе Дж. Стейнбека «Гроздья гнева». Судьба семьи Джоудов, распавшейся из-за невыносимо жестоких обстоятельств, трагич­на и оставляет мало надежды на возможность счастья для человека, желающего честным трудом заработать на жизнь себе и своей семье. И в сознании простых людей начинает «бродить ярость», в их сердцах созревают «гроздья гнева». В семье Джоудов, как в капле воды, отразились специфические черты национального сознания и коренные социальные противоречия и проблемы американской действительности в 30-е годы XX века. Я думаю, что они и сейчас не потеряли своей актуальности для Америки, а для нашей страны периода «дикого капитализма» они становятся пока лишь тенденцией развития. Поэтому для нас роман Стейнбека как бы предупреждение об опасности такого пути.

Не нашли то, что искали? Воспользуйтесь поиском ↑↑↑
Материал с сайта http://iEssay.ru
Предыдущее Ещё по теме: Следующее
- Стейнбек Джон Эрнст -