Центральная тема творчества. Для А. А. Блока тема России была основополагающей: 'Тема о Россииhellip; Этой теме я сознательно и бесповоротно по
Тема: Общие темы

Тема России в лирике А. А. Блока (План-сочинение) (Третий вариант)

ВНИМАНИЕ! У этого текста есть несколько вариантов. Ссылки находятся после текста

Центральная тема творчества. Для А. А. Блока тема России была основополагающей: «Тема о России… Этой те­ме я сознательно и бесповоротно посвящаю жизнь. Все ярче сознаю, что это — первейший вопрос, самый жизненный, самый реальный. К нему-то я подхожу давно, с начала своей сознательной жизни, и знаю, что путь мой в основном своем устремлении — как стрела, прямой…» Поэт никогда не отде­лял себя от родины, всегда был с ней духовно связан. Однако образ ее в лирике поэта ломает сложившуюся традицию со­относить родину с образом матери. «От своих предшествен­ников Блок отличался тем, что к судьбе России он подходит не как мыслитель — с отвлеченной идеей, а как поэт — с ин­тимной любовью», — писал В. М. Жирмунский. Образ Рос­сии в лирике А. А. Блока эволюционировал, при этом осно­вополагающее чувство — любовь поэта — оставалось неиз­менным.

Специфика образа Родины в творчестве А. А. Блока. Ска­зочность образа России характеризует лирику раннего пери­ода творчества А. А. Блока. Родные просторы с «мокрыми до­лами» и «далями необъятными» предстают в стихотворении «Осенняя воля» (1905) в соответствии с фольклорными тра­дициями. Здесь уже звучит мотив пути, дороги, который в той или иной мере будет проявляться во многих стихотворе­ниях данной тематики. Мотив колдовства и таинственности присутствует в создании образа Руси в одноименном стихо­творении (1906). Обилие подлинных фольклорных элемен­тов, поверий, заговоров и заклинаний придает образу ска­зочную красоту:

Русь, опоясана реками
И дебрями окружена,
С болотами и журавлями,
И с мутным взором колдуна…
«Русь» (1906)

Но современная реальность вторгается в прекрасный мир гармонии «утлым жильем», «лохмотьями», «вихрем, свистя­щим в голых прутьях», и самое дорогое, чем дорожит поэт, в чем кроется великая тайна Родины, — «русская душа»:

Живую душу укачала,
Русь, на своих просторах, ты.
И вот — она не запятнала
Первоначальной чистоты.
«Русь» (1906)

Цикл «Родина» объединил лирику 1907-1916 гг. и про­должил тему страдальческой участи России:

И низких нищих деревень
Не счесть, не смерить оком,
И светит в потемневший день
Костер в лугу далеком…
«Осенний день» (1909)

В безрадостную картину описываемого, когда «изливает­ся душа», А. А. Блок вносит новое звучание. Здесь все пере­живания поэта завершаются в последней строфе очень лич­ным, глубоким признанием в Родине жены. В стихотворе­нии «Осенний день» (1909) эти образы уравниваются:

О, нищая моя страна,
Что ты для сердца значишь?
О, бедная моя жена,
О чем ты горько плачешь?

Родина начинает представать в образе красивой, сильной духом женщины с нелегкой жизнью. Поэт предчувствует трагическую судьбу России, и тревога за нее наполняет мно­гие стихотворения: «Петроградское небо мутилось дождем» (1914), «Рожденные в года глухие…» (1914), «Я не предал бе­лое знамя…» (1914), «Коршун» (1916):

Идут века, шумит война,
Встает мятеж, горят деревни,
А ты все та ж, моя страна,
В красе заплаканной и древней.
Доколе матери тужить?
Доколе коршуну кружить?
«Коршун» (1916)

Неспокойное ощущение возникает в душе лирического героя от окружающего разорения. Они рождают тягостные раздумья. Но поэт не боится неприглядных картин в описа­нии своей Родины. Так, стихотворение «Россия» (1908) от­крывается описанием проселочной дороги, а эпитеты «ни­щая Россия», «избы серые», «песни ветровые» усиливают безрадостную панораму. И все же за внешним запустением чувствительное сердце поэта «видит» непреходящие «пре­красные черты», роднящие Россию с красивой девушкой, уничтожить эту «душу» не под силу временным проблемам:

Ну что ж? Одной заботой боле
Одной слезой река шумней,
А ты все та же — лес, да поле,
Да плат узорный до бровей…

Родина не может вызывать жалость. Ее внутренняя сила, духовное богатство народа, красота земли, попавшие «в рас­хлябанные колеи», у поэта могут вызывать сопереживание, боль, но никак не унижающее чувство жалости:

Тебя жалеть я не умею
И крест свой бережно несу…

Каким бы испытаниям ни подвергался милый сердцу край, через какие несчастья, обманы, страдания ему ни при­шлось бы пройти, поэт верит в то, что России удастся избе­жать гибели:

Пускай заманит и обманет,
Не пропадешь, не сгинешь ты,
И лишь забота затуманит
Твои прекрасные черты…
«Россия» (1908)

Возникающий в первой строфе мотив дороги в последней строфе получает свое продолжение, придавая композиции стихотворения кольцевую форму, в котором, несмотря ни на что, звучит надежда на будущее: Материал с сайта //iEssay.ru

И невозможное возможно,
Дорога долгая легка,
Когда блеснет в дали дорожной
Мгновенный взор из-под платка,
Когда звенит тоской острожной
Глухая песня ямщика!

Именно верой в будущее, несмотря на предчувствие всех бурь и трагедий, проникнут цикл «На поле Куликовом» (1908), состоящий из 5 стихотворений. Образ Родины транс­формируется от картин природы к образу возлюбленной жены:

Река раскинулась. Течет, грустит лениво
И моет берега.
Над скудной глиной желтого обрыва
В степи грустят стога.
О,  Русь моя! Жена моя!
До боли Нам ясен долгий путь!
Наш путь — стрелой татарской древней воли.
Пронзил нам грудь.

Здесь все переплетено: и великое прошлое, и совре­менность, и устремленность вперед. История Родины, ос­мысление символического значения такого события, как Куликовская битва, помогает лирическому герою обрести себя, возмужать и определить свою дорогу, где сливаются воедино духовная суть древнего русича и современника поэта:

Не может сердце жить покоем,
Недаром тучи собрались.
Доспех тяжел, как перед боем.
Теперь твой час настал. — Молись!

В лирике, посвященной теме Родины, А. А. Блок во мно­гом продолжает традиции М. Ю. Лермонтова и Н. А. Некра­сова. Стихотворения проникнуты глубокой верой в преобра­жение России, в ее лучшее будущее.

Не нашли то, что искали? Воспользуйтесь поиском ↑↑↑
Материал с сайта http://iEssay.ru