В комедии Д. И. Фонвизина 'Недоросль' раскрывается важнейшая тема всех времен и народов - воспитание человека. Что же такое воспитан
Тема: Недоросль

Проблема воспитания истинного гражданина (Второй вариант)

ВНИМАНИЕ! У этого текста есть несколько вариантов. Ссылки находятся после текста

В комедии Д. И. Фонвизина «Недоросль» раскрывается важнейшая тема всех времен и народов — воспитание человека. Что же такое воспита­ние? Это те знания, которые с детства стараются заложить в нас родители, их жизненный опыт, передавая нам все самое лучшее, чтобы воспитать до­стойного гражданина общества. Простаковым, по веянию века, пришлось принять печальную необходимость обучения своего единственного сына — Митрофана, но они по-прежнему остались непримиримыми противниками просвещения. Так, в одном из своих монологов Простакова говорит: «Мит­рофанушка, друг мой, коли ученье так опасно для твоей головушки, так по мне перестань...». Она даже и представить не может, что же на самом деле выйдет из ее сына. А если разобраться, Митрофан — избалованный, ленивый, грубый, невежественный недоросль. Фонвизин так издевается над невежеством его, Скотинина, господ Простаковых, что иногда кажется, что он ставит знак равенства между воспитанием и образованием. Отстав­ной солдат Цыфиркин не очень образован, но, в отличие от своего ученика, он человек. Образование, конечно, необходимо, но само по себе оно не пре­вращает ребенка в человека. От природы Митрофан неглуп, но таким его сделала семья и ближайшее окружение. Чего стоит его учитель Враль­ман — бывший кучер, классическое воплощение невежественного учителя-иностранца, единственным признаком образования которого является без­божное коверканье русского языка.

Воспитание приносит свои плоды. Митрофан приноровился к обстанов­ке. Подобно матери, он третирует отца, вслед за матерью унижает выкормив­шую и вынянчившую его Еремеевну, а в трудную для самой матери минуту он с презрением и злобой отворачивается от нее: «Да отвяжись, матушка, как навязалась». Налицо нравственное уродство Митрофана, этого совершен­но бесполезного человека. «Ну что может выйти из Митрофана...», о ка­ком воспитании истинного гражданина может идти речь в данном случае, если всю жизнь нашего героя окружает тупость, жадность и невежество. Окружение не дает развиться тому хорошему, что есть в каждом человеке, поэтому Митрофан никогда не станет истинным гражданином!

«Имей сердце, имей душу и будешь человек во всякое время». Материал с сайта //iEssay.ru

Но воспитание истинного гражданина — не единственная проблема, ко­торую затрагивает Фонвизин по ходу комедии. Для отражения своих про­светительских идеалов он создает образы носителей добродетелей: Стародума и Правдина, усложняет и традиционные образы влюбленных — Милона и Софьи. Фонвизин вложил в их монологи все свои идеи, противоречия, недовольства. То есть они говорят о том, что дорого автору: о необходимости прививать человеку с детства сознание долга, любовь к отчизне, непогре­шимую честность, правдивость, чувство собственного достоинства, уваже­ние к людям, презрение к низости, лести, бесчестности. Они выдвигают прямо противоположные простаковским понятия о чести, знатности и бо­гатстве: «Гораздо честнее быть без вины обойдену, нежели без заслуг пожаловану». Также автор «Недоросля» требует человеческого отношения к крепостным: «Угнетать рабством себе подобных беззаконно». Образ Простаковой, вобравший в себя черты тысяч помещиков, должен был стать жи­вым укором господам, в чьих домах творился такой же беспредел. Заставив в конце комедии Правдина взять имение в опеку, Фонвизин подсказывал правительству выход: все помещики, жестоко обращающиеся с крестья­нами, должны быть лишены права владеть ими.

Писатель выступил в «Недоросле» как «страж общего блага». И он хо­тел навсегда остаться именно таким в памяти своих читателей.

Не нашли то, что искали? Воспользуйтесь поиском ↑↑↑
Материал с сайта http://iEssay.ru