Ну что было в этом вертопрахе похожего на ревизора? ничего не было! Н. Гоголь. Ревизор Первое же представление пьесы Н. В. Гоголя 'Ревизор'
Тема: Ревизор

Хлестаков и хлестаковщина (по комедии Н. В. Гоголя «Ревизор»)

Ну что было в этом вертопрахе похожего

на ревизора? ничего не было!

Н. Гоголь. Ревизор

Первое же представление пьесы Н. В. Гоголя «Ревизор» на сцене Малого театра произвело настоящий фурор и вы­звало массу противоречивых отзывов со стороны совре­менников Гоголя: от восторга до возмущения. Это и не­мудрено, ведь больше всего нас раздражает в людях то, с чем борешься в себе или чего себе позволить не можешь. В комедии Гоголя очень мало вымысла, его произведение — скорее отражение действительности. Поэтому очень мно­гие увидели в комедии не чиновников города, не Хлестако­ва, — а себя, и, конечно же, это вызвало недовольство. Гоголю самому было очень интересно работать над пьесой. Он даже писал своему другу: «Я помешался на комедии».

Кто же такой Хлестаков, почему его приезд в город N всколыхнул размеренную и безмятежную жизнь тамош­них чиновников?

Со слов слуги Осипа мы узнаем, что Хлестаков на са­мом деле — молодой мот, транжира и выскочка, как пи­шет Гоголь, «без царя в голове». Этот человек, промотав­ший состояние и не имеющий денег даже на то, чтобы заплатить за обед, никого сознательно не обманывал. Его поведение выдавало в нем «пустейшего» человека, к тому же — страшного хвастуна и волокиту.

В то время, как Хлестаков находится в гостинице, со страхом думая о том, что его за долги могут посадить в тюрьму, чиновники города с не меньшим ужасом ожидают приезда ревизора из Петербурга. Несмотря на безобразное и зачастую неадекватное поведение Хлестакова, ни у кого из власть имущих города не возникает подозрения, что молодой человек — не тот, за кого его принимают. Глупый же Хлестаков непреднамеренно, «без всякого соображения», играет чужую роль, понимая это лишь к середине четвер­того действия. Именно поэтому Хлестаков для Гоголя был «самым трудным образом в пьесе».

Хлестаков ведет себя совершенно естественно, привыч­ным образом, но в том-то и весь парадокс происходящего, что его поведение полностью согласуется с ожидаемым чиновниками поведением ревизора: он берет взятки, ведет себя нагловато, кичится создавшимся положением. Самое смешное то, что, когда он говорит о себе правду, окружаю­щие не верят ему: «Врет, врет — и нигде не оборвется!», «И не покраснеет! О, да с ним нужно ухо востро!» — а самое беззастенчивое вранье принимают за чистую монету. Чем больше Хлестаков, хвастаясь, придумывает небылиц, тем выше о нем мнение городничего и его помощников.

Самое парадоксальное, что Хлестаков никого специально не обманывает. Он не умеет планировать, и мы это понимаем с самых первых слов о нем его слуги Осипа. Для Хлестакова не существует завтра, он не умеет оцени­вать последствия своих поступков и поэтому не несет за них ответственности. Это тип человека, живущего сегод­няшним днем, здесь и сейчас. Он легко входит в сложив­шуюся ситуацию (сам он их выбирать не умеет) и так же легко выкручивается из положения, ставшего для него за­труднительным. Его безудержное вранье — это не созна­тельная хитрость, а игра. Хлестаков — гениальный актер, поскольку он никогда не задумывается о результатах сво­ей игры, не строит планов. Не задумываясь, он берет круп­ные суммы денег у чиновников и готов тут же их проиг­рать. Он слишком глуп и непостоянен, чтобы быть алч­ным или корыстолюбивым. Его желания низменны, а чув­ства — мелки. Хлестакову хочется жить в роскоши, вкус­но есть и сладко спать, но для этого нужно работать, а трудиться Хлестаков не умеет.

Сегодня имя Хлестакова стало нарицательным. Так называют тип людей, которым присуща крайняя несерьез­ность, хвастовство, беззастенчивая ложь, неумение оценить действительность. Материал с сайта //iEssay.ru

О манере разговора Хлестакова Гоголь пишет, что «речь его отрывиста, и слова вылетают из уст его совершенно неожиданно». Такая речь органично сливается с образом «актера по жизни». Выражения, которые он употребляет, так же неожиданны и непредсказуемы, как и он сам: лите­ратурные штампы, употребляемые Хлестаковым для при­дания речи утонченности и красоты, смешиваясь с фран­цузскими словечками и бранью, образуют в результате на­стоящий словесный винегрет.

Значительность созданного Гоголем образа Хлестако­ва в том, что такой тип людей можно встретить даже се­годня. Хлестаков сегодняшнего дня будет одет в другую одежду, будет жить в современной квартире и бестолково рассуждать не о балах, графьях, и дворцах, а о презентаци­ях, бизнесе, политике и компьютерных технологиях. И поэтому я считаю, что Гоголь в свое время создал по-настоящему бессмертное произведение.

Не нашли то, что искали? Воспользуйтесь поиском ↑↑↑
Материал с сайта http://iEssay.ru
Предыдущее Ещё по теме: Следующее
Уездный город и его обитатели (Первый вариант) Гоголь Николай Васильевич -