Все это мертвецы. Спящие люди, хуже меня, эти члены света и общества! И. Гончаров. Обломов Творческая индивидуальность Гончарова проявилась во всех на
Тема: Обломов

Обломов — пассивный протест против окружающего зла (по роману И. А. Гончарова «Обломов»)

Все это мертвецы. Спящие люди,

хуже меня, эти члены света и общества!

И. Гончаров. Обломов

Творческая индивидуальность Гончарова проявилась во всех написанных им произведениях, с особенной же силой вспыхнула она в романе «Обломов»: «...Я писал только то, что переживал, что мыслил, чувствовал, что близко видел и знал — словом, писал и свою жизнь, и то, что к ней прирас­тало». В романе «Обломов» Гончаров с помощью образа глав­ного героя, чье имя сегодня стало нарицательным, сумел не только отразить реальную жизнь в ее богатых проявлени­ях, но и побудить читателя к размышлениям, помочь ему разобраться в сложных переплетениях действительности.

С первых страниц у нас складывается определенное впе­чатление о герое. Обломов — «человек лет тридцати двух-трех от роду, среднего роста, приятной наружности, с тем­но-серыми глазами, но с отсутствием всякой определенной идеи... С лица беспечность переходила в позы всего тела. Иногда взгляд его помрачался выражением будто устало­сти или скуки; но ни усталость, ни скука не могли согнать с лица мягкость...» Благодаря этому портрету можно пред­ставить себе и внутреннюю сущность Обломова — челове­ка доброго, мягкого, но ленивого, апатичного, безвольного. Далее в романе мы находим подтверждение этим мыс­лям: начиная с неумения и нежелания навести порядок в своей комнате и заканчивая беспорядком в его личной жизни, когда во всеобщем хаосе даже необходимость ре­шения обыденных вопросов вызывает беспомощную расте­рянность.

Как же человек с замечательными задатками в про­шлом и чудесной чистой душой и богатым сердцем в на­стоящем попал в этот пыльный и липкий плен самоубла­жения, эгоизма, закрытости от реальной жизни?

С самого детства главный герой стал невольной жер­твой всепоглощающего и практически непобедимого яв­ления — обломовщины. Все побуждения ребенка к са­мопознанию и познанию окружающего мира, стремление к самостоятельности пресекались не только любвеобильными родителями, но и всей средой, в которой рос мальчик. Здесь боялись всего, что помогает человеку развивать свои лучшие внутренние качества: труда, инициати­вы, сильных чувств, всего нового и неизвестного. Попытки Обломова бороться с окружающим его «глубоким сном» останавливались, не успев перерасти в поступки, действия. И все же Обломов сумел подняться над обломовщиной, он сохранил нравственную чистоту и доверчивость, получил образование, даже служил когда-то. Однако часто чувство внутренней свободы, вынесенное из глубин детства и юности, не находило поддержки в действительной жизни: «Начал гаснуть я над писанием бумаг в канцелярии; гаснул потом, вычитывая в книгах истины, с которыми не знал, что делать в жизни, гаснул с приятелями, слушая толки, сплетни, передразнивание... Или я не понял этой жизни, или она никуда не годится, а лучшего я ничего не знал, не видел, никто не указал мне этого... во мне был заперт свет... но только сжег свою тюрьму, не вырвался на волю и угас». Мы видим, что Обломов предельно честен и откровенен перед собою. Что же за обстоятельства помогли развить в нем подобную самокритичность?

На службе Обломов довольно быстро понял, что все здесь заняты не исполнением служебных обязанностей, не честным служением делу, а «игрой дурных страстишек», «перебиваньем друг у друга дороги», бестолковым перекладыванием бумаг. Служба, лишенная человеческого взаимопонимания, была бессмысленна для Обломова, поскольку он не нуждался в деньгах. Окружающие его деловые люди, преследующие лишь корыстные цели, не выбираю­щие достойных средств для их достижения, чужды нрав­ственным идеалам Обломова, так же как и жизнь, посвя­щенная наживе и беспринципному подъему по служебной лестнице: «А выйдет в люди, будет со временем ворочать делами и чинов нахватает. А как мало тут человека-то нужно: ума его, воли, чувства, — зачем это?» Материал с сайта //iEssay.ru

В женщинах, способных любить за деньги, друзьях, меч­тающих только о карьере, можно увидеть все тех же обломовцев, только живущих по законам высшего света: «Все это мертвецы. Спящие люди, хуже меня, эти члены света и общества!» Тонко чувствующий, добрый и бескорыстный герой романа ищет совершенства в этом мире, «нормы, иде­ала жизни, который указала природа целью человеку», — и не находит его.

Именно поэтому можно считать лень и апатичность Обломова, его отворачивание от реальной жизни пассив­ным протестом против всего зла, окружающего его в дей­ствительности. И все же он становится жертвой, рабом этого зла, поскольку не может уже принимать волевых решений, самостоятельно распоряжаться собственной жиз­нью. Он плывет по течение, наблюдает, а не действует.

Я считаю, что проблемы, затронутые Гончаровым в ро­мане «Обломов», и сегодня делают это произведение акту­альным и интересным, а это, безусловно, говорит как о гениальности писателя, так и о многоплановости произве­дения.

Не нашли то, что искали? Воспользуйтесь поиском ↑↑↑
Материал с сайта http://iEssay.ru
Предыдущее Ещё по теме: Следующее
Обломов и Штольц Гончаров Иван Александрович Обломовщина в нашей жизни