История романа 'Герой нашего времени'. Написан в 1838-1840-х гг. В 1841 г. в свет выходит второе издание, в которое автор включает предисл
Тема: Герой нашего времени

«Герой нашего времени» М. Ю. Лермонтова как психологический роман (План-сочинение)

История романа «Герой нашего времени». Написан в 1838-1840-х гг. В 1841 г. в свет выходит второе издание, в ко­торое автор включает предисловие с пояснением цели напи­сания произведения: «Довольно людей кормили сластями; у них от этого испортился желудок: нужны горькие лекарства, едкие истины. Но не думайте однако после этого, чтоб автор этой книги имел когда-нибудь гордую мечту сделаться исп­равителем людских пороков. Боже его избави от такого не­вежества! Ему просто было весело рисовать современного человека, каким он его понимает, и, к его и вашему не­счастью, слишком часто встречал. Будет и того, что болезнь указана, а как ее излечить — это уж бог знает!» В предисловии же автор указывает на типичность главного героя: «Герой Нашего Времени, милостивые государи мои, точно, порт­рет, но не одного человека: это портрет, составленный из пороков всего нашего поколения, в полном их развитии». Это первый в традиции русской литературы психологиче­ский роман с глубоким вниманием к «внутреннему чело­веку».

Своеобразие композиции романа. Структура романа пред­ставляет собой связанные между собой сквозной темой и центральным героем, Печориным Григорием Александрови­чем, повести разной жанровой направленности: путевой очерк, светская повесть, романтическая новелла. Компози­ционное решение романа (Предисловие, «Бэла», «Максим Максимыч», «Журнал Печорина», Предисловие, «Тамань», «Княжна Мери», «Фаталист») подчиняется решению психо­логических задач: все напряжение переносится с внешних событий и акцентируется на внутренней жизни Печорина.

В. Г. Белинский отмечал: «Несмотря на его (романа) эпизо­дическую отрывочность, его нельзя читать не в том порядке, в каком расположил его сам автор: иначе вы прочтете две превосходные повести и несколько превосходных рассказов, но романа не будете знать». Автор относит в прошлое (это годы молодости Печорина, о которых читатель узнает через рассказ самого героя, посредством дневниковых записей) завязку основного конфликта романа — столкновение лич­ности с обществом. Каждая часть романа становится попыт­кой главного персонажа приблизиться к людям, однако все заканчивается обратным. И конфликт развивается по мере того, как постепенно разрываются связи героя с окружаю­щими людьми. Наивысшим напряжением становится раз­рыв с Верой, довершающий череду разлук и потерь в жизни Печорина. Развязка конфликта предстает в попытке героя преодолеть себя, обстоятельства, придавая ему черты траги­ческого персонажа. Кольцевой же принцип построения ро­мана придает финалу незавершенность. Материал с сайта //iEssay.ru

Григорий Александрович Печорин — главный герой рома­на. На своеобразие главного образа центрального персонажа М. Ю. Лермонтов указывает в предисловии: «Герой Нашего Времени, милостивые государи мои, точно, портрет, но не одного человека: это портрет, составленный из пороков все­го нашего поколения, в полном их развитии». Это сильная и одаренная личность, пораженная крайним индивидуализ­мом. В начале романа герой предстает уже со сформировав­шимся характером. Последовательно представляя Печорина перед читателем в кульминационные моменты его жизни (когда ярко заявляют о себе все явные и скрытые потенции личности), автор раскрывает мотивы поведения героя. На­рушение хронологии в изложении событий жизни Григория Александровича Печорина подчинено психологическому анализу и позволяет автору постепенно раскрыть внутрен­ний мир героя, понять причины поступков. Даже то, как происходит «сближение» читателя с Печориным, не являет­ся случайностью, а продиктовано глубоким замыслом авто­ра: сначала о «странном» человеке рассказывает его сослу­живец Максим Максимыч, затем герой представлен глазами автора-рассказчика, «попутчика» Максим Максимыча, и лишь после «взгляда со стороны» раскрывается святая свя­тых — душа и мысли, изложенные в форме дневниковых за­писей Григория Александровича. Психологический портрет Печорина создается из мелких штрихов внешности, поведе­ния, манеры общения: «Он был среднего роста; стройный, тонкий стан его и широкие плечи доказывали крепкое сло­жение, способное переносить все трудности кочевой жизни и перемены климатов, не побежденное ни развратом сто­личной жизни, ни бурями душевными; пыльный бархатный сюртучок его, застегнутый только на две нижние пуговицы, позволял разглядеть ослепительно-чистое белье, изобличав­шее привычки порядочного человека; его запачканные пер­чатки казались нарочно сшитыми по его маленькой арис­тократической руке, и когда он снял перчатку, то я был удив­лен худобой его бледных пальцев. Его походка была небрежна и ленива, но я заметил, что он не размахивал рука­ми, — верный признак некоторой скрытности характера» («Максим Максимыч»). Внутренняя борьба, происходящая в душе героя, проявляется в противоречивости его натуры, столкновениях с людьми и причинении им нечаянных бед и горьком осознании собственного бессилия: «… у меня несча­стный характер; воспитание ли меня сделало таким, бог ли так меня создал, не знаю; знаю только то, что если я причи­ною несчастия других, то и сам не менее несчастлив…». Ни­кто не может осудить героя более сурово, чем он сам делает это. Постоянная рефлексия не покидает Печорина даже в минуты перед дуэлью: «Я давно уж живу не сердцем, а голо­вою. Я взвешиваю и разбираю свои собственные страсти и поступки с строгим любопытством, но без участия. Во мне два человека: один живет в полном смысле этого слова, дру­гой мыслит и судит его; первый, быть может, через час про­стится с вами и миром навеки, а второй…»

Печорин реалистически представляет типичного пред­ставителя своего поколения. Он становится воплощением правды жизни. Как отмечал В. Г. Белинский, Печорин суще­ственно отличается от своего литературного предшествен­ника — Евгения Онегина: «Этот человек не равнодушно, не апатически несет свое страдание: бешено гоняется он за жизнью, ища ее повсюду; горько обвиняет он себя в своих заблуждениях. В нем неумолчно раздаются внутренние воп­росы, тревожат его, мучат, и он в рефлексии ищет их разре­шения: подсматривает каждое движение своего сердца, рас­сматривает каждую мысль».

Не нашли то, что искали? Воспользуйтесь поиском ↑↑↑
Материал с сайта http://iEssay.ru
Предыдущее Ещё по теме: Следующее
- Лермонтов Михаил Юрьевич «Герой нашего времени» — первый психологический роман в русской литературе