Какие темы раскрываются в этом стихотворении? Стихотворение содержит размышления по нескольким проблемам, главная из которых - поэт и поэзия,
Тема: Я памятник себе воздвиг нерукотворный

Вопросы и ответы к стихотворению А. С. Пушкина «Я памятник себе воздвиг нерукотворный»

  1. Какие темы раскрываются в этом стихотворе­нии?
  2. Стихотворение содержит размышления по нескольким проблемам, главная из которых — поэт и поэзия, судьба худож­ника, поэт и общество, заслуги творца пе­ред народом. Он утверждает высокую цен­ность искусства, свободу творчества. Дру­гие темы и мотивы: сущность, философия славы и памяти, бессмертия, свободолю­бивые мотивы, милосердие и др.

  3. В чем видит Пушкин свою заслугу как поэта перед обществом? Найдите в тексте слова и выра­жения, в которых он определил значение своего творчества.
  4. Пушкин сказал немногие, но очень точ­ные слова, почему он долго будет «любе­зен народу», и тем самым точно опреде­лил значение своего творчества для всех народов, населявших Россию.

    Что чувства добрые я лирой пробуждал,
    Что в мой жестокий век восславил я
    Свободу
    И милость к падшим призывал.

    Тем самым он утверждал высокую гу­манистическую ценность своей поэзии.

  5. В каком значении употреблены слова «лира», «язык»?
  6. Слово «язык» обозначает не только средство общения, которое использует тот или иной народ, но и сам народ с его куль­турой и традициями. Надеясь, что его имя назовет «всяк сущий в ней язык» и пере­числяя славянина, финна, тунгуса, кал­мыка, он высказывает уверенность, что его творчество будет должным образом оценено этими и многими другими наро­дами России. Под словом «лира» подразу­мевается поэзия.

  7. Как вы понимаете выражение «нерукотвор­ный памятник»? В чем смысл противопоставления его Александрийскому столпу?
  8. Имеется в виду противопоставление па­мятника материального (рукотворного) тому высокому духовному наследию, ко­торое оказывается прочнее и долговечнее в народной памяти, нежели то, что сотво­рено из железа или гранита. «Неруко­творным» памятником выступает в рас­суждениях Пушкина художественное творчество, которое близко и дорого мно­гим народам разных времен.

  9. Найдите в тексте архаизмы, объясните их роль в стихотворении. Почему Пушкин активно вводит их в свои поэтические рассуждения?
  10. Архаизмы воздвигнуть, доколь, всяк сущий в ней язык, вознесся, воссла­вить, глава, пиит, веленью божию, за­ветный, падшим придают стихотворе­нию торжественное звучание, усиливают высоту заложенных в нем размышлений о роли поэта в обществе, о значении высо­ких идей, которые приносит людям поэт.

  11. Обратите внимание на эпитеты к словам «па­мятник», «тропа», «глава», «лира», «чувства», «век». Способствуют ли они раскрытию чувств и мыслей автора?
  12. Памятник — нерукотворный, тропа — народная, лира — заветная, чувства — добрые, век — жестокий. Эпитеты пре­вращают определяемые слова из нейтраль­ных понятий в эмоционально окрашен­ные. Эпитет нерукотворный создает противопоставление традиционным мате­риальным сооружениям, увековечиваю­щим известных лиц или значительные со­бытия. И хотя памятник рукотворный ва­жен и прочен, может привлекать своей красотой и уважением к памяти достой­ных людей, духовные ценности (неруко­творный) значительно прочнее в памяти народной. Народная тропа звучит тор­жественно (не тропинка, не тропка, не дорога), символизирует постоянное дви­жение к осмыслению, углубленному по­стижению наследия великого поэта, при­общению к его чувствам добрым. За­ветная лира может иметь два значения: завещанная лучшими поэтами прошлого или особая, тайная, сокровенная, чарую­щая, свято хранимая. С одной стороны, чувства добрые противопоставлены жес­токому веку, с другой — они и притяга­тельны, способствуют уменьшению жесто­кости и утверждению милосердия. Материал с сайта //iEssay.ru

  13. Вспомните, что среди поэтов разных эпох бы­ла традиция лирического изображения «неруко­творного» памятника, как бы подводящего итог творческой деятельности. Вы уже знакомились с «Памятником» Державина. Сопоставьте державин­ский и пушкинский тексты. Как развивается тема поэта и поэзии в этих произведениях? Чем разнится позиция авторов в понимании этой темы? Сравните художественные средства, с помощью которых вы­ражена точка зрения поэтов.
  14. И Державин, и Пушкин говорят о нема­териальном памятнике. Он не подвержен разрушению временем и природными си­лами, он выше и тверже рукотворных со­оружений. Но именно Пушкин определил его как нерукотворный и обладающий непокорной главой. Такой оппозиции Державин не выстраивает. Девятнадца­тый век поставил перед национальным поэтом иные задачи. Если Державин ви­дит будущую славу свою в культуре сла­вянских народов, то Пушкин — шире: среди своих читателей он называет и сла­вянина, и финна, и калмыка, и тунгуса, пока еще дикого, но в перспективе приоб­щившегося к высокому культурному дос­тоянию страны. Ценность своего творче­ства и доступность его разным народам России и многим поколениям осознает поэт. И, наконец, Державин свои заслуги перед русской литературой и русским языком формулирует конкретно как ре­форму оды, более свободный разговор с властью, достаточно критичный и откры­тый, чем ранее. Пушкин свою заслугу видит широко, в общечеловеческом мас­штабе.

Не нашли то, что искали? Воспользуйтесь поиском ↑↑↑
Материал с сайта http://iEssay.ru
Предыдущее Ещё по теме: Следующее
- Пушкин Александр Сергеевич -