В комедии 'Горе от ума' А. С. Грибоедов уже представил различные типы молодых людей того времени. С одной стороны - Чацкий, порывающий с
Тема: Евгений Онегин

Судьба людей дворянской интеллигенции 20-х годов XIX века (на примере романа «Евгений Онегин» А. С. Пушкина)

В комедии «Горе от ума» А. С. Грибоедов уже представил различные типы молодых людей того времени. С одной стороны — Чацкий, порывающий с фамусовским обществом. Отказавшийся от карьеры, выражающий взгляды передовой молодой России 20-х годов, он, возможно, придет к декабристам. С другой стороны — молодые карьеристы и гражданской, и военной службы (ведь Скалозуб еще далеко не стар). Его мечта — генеральский чин и богат­ство; его путь — активная защита существующего общественного режима. Молчалин, хотя Фамусов и говорит о нем что «безродного пригрел», — тоже из дворянского чиновничьего круга. Его судьба ясна.

Так было и в жизни. Трагическая судьба Пестеля и Рылеева, Каховского и Пущина — и благополучная жизнь бесчисленного числа молодых дворян, умеющих, не задаваясь «проклятыми» вопросами, делать блестящую карь­еру или просто совершать свой жизненный путь.

Но этими двумя крайностями не исчерпывается вопрос о судьбе моло­дого человека 20-х годов. Именно тогда, в период назревающего кризиса крепостнического строя, кризиса, приведшего к неудачной революционной попытке, значительная часть молодежи была не способна найти свой путь в жизни. Честность и ум не позволяли идти по проторенной отцами дороге. Критическое отношение к действительности в результате великих событий, связанных с войной 1812 года, возбуждало недовольство окружающим. Но привычки, унаследованные от прежнего, отсутствие осознанной жиз­ненной цели не позволяли вступить на путь борьбы.

В результате — неудовлетворенность, «хандра», тоска и ощущение бес­цельности существования. Этот третий путь для некоторых заканчивался «развилкой», и, в зависимости от конкретных условий, мог повести в сторо­ну служения обществу или в сторону личного преуспевания. А многие так и шли по нему до конца жизни. Так и рождался тот характер, тот тип, ко­торый Герцен обозначил как «лишний человек».

Заслуга Пушкина — глубокая постановка и широкое освещение именно этой важной проблемы в судьбе молодого человека времен декабризма. В силу исторических условий дворянская интеллигенция выступала тогда как представительница нации в целом, и значение этой части общества бы­ло очень велико. Изобразить, осмыслить состояние умов, наметить, в каком направлении надо идти, чтобы верно ответить на вопросы, поставленные ис­торией — такова была задача, решенная Пушкиным в «Евгении Онегине».

Поэтому Белинский и оценил его как историческое произведение, в ко­тором «Пушкин изобразил русское общество в одном из фазисов его обра­зования, его развития», поэтому и сказал, что роман «имеет для нас, рус­ских, огромное историческое и общественное значение».

Создавая свой роман, Пушкин находился в трудном положении исто­рика, пишущего о событиях и процессах, ему современных, развитие и результаты которых еще не ясны.

... юная Татьяна
И с ней Онегин в смутном сне
Явилися впервые мне,
И даль свободного романа
Я сквозь магический кристалл
Еще не ясно различал...

Поэтому нельзя ждать от романа полного решения проблемы, постав­ленной на примере жизни героев. Проблема решается в общих чертах. Мы не знаем, как сложилась дальше судьба конкретного человека, Онеги­на. И идея закончить роман восьмой главой, оставив героя «в минуту злую для него», продиктована не только цензурными соображениями, но и тем, что сам автор, вероятно, видел несколько возможных вариантов дальней­шей судьбы Онегина. Разумеется, содержание романа не исчерпывается только одной, хотя и очень важной проблемой. Если бы это было так, Белинский не смог бы назвать роман «энциклопедией русской жизни».

В романе затрагиваются различные стороны действительности и целый ряд социальных и морально-этических вопросов. Любовь, дружба, отно­шение к людям, к природе, к жизни в целом — все это входит в проблема­тику романа.

Раздумывая о судьбе своих героев, Пушкин неоднократно соотносил их с передовой молодежью эпохи, с декабристами. Об этом говорят не толь­ко строфы «Путешествия Онегина» и остатки сожженной десятой главы. Например, отброшенная строка о Ленском — «... иль быть повешен, как Рылеев», прощание с героями в восьмой главе:

Прости ж и ты, мой спутник странный,
И ты, мой верный идеал,
И ты, живой и постоянный,
Хоть малый труд...
Но те, которым в дружной встрече
Я строфы первые читал —
Иных уж нет, а те далече,
Как Сади некогда сказал.
Без них Онегин дорисован.

Едва ли случайно, что параллельно с упоминанием Онегина у поэта воз­никают воспоминания о «друзьях, товарищах, братьях» как о той среде, с которой связывалась у него личность героя.

Белинский, раздумывая о судьбе персонажа, пишет: «Что стало с Оне­гиным потом? Воскресила ли его страсть для нового, более сообразного с человеческим достоинством страданья?.. Не знаем... силы этой богатой на­туры остались без приложения, жизнь без смысла, а роман без конца».

Хочется предположить, что Онегин нашел цель в жизни, достойную страдания и борьбы, связанную со служением обществу.

В 1835 году, вновь обращаясь к своему герою, Пушкин писал: Материал с сайта //iEssay.ru

... Вы мне советуете, други,
рассказ забытый продолжать...
... что должно своего героя
Как бы то ни было, женить,
По крайней мере уморить,
И лица прочие пристроя,
Отдав им дружеский поклон,
Из лабиринта вывесть вон...

В романе выведен молодой человек, заблудившийся в лабиринте слож­ных социальных отношений эпохи.

Но надо различать вопрос о возможной судьбе героя в случае, если бы роман был продолжен, и вопрос о содержании образа Онегина в романе, как он есть.

Ведь и отсутствие конца в истории жизни Онегина, прощание с героем «в минуту злую для него», на распутье — и есть своеобразный и значи­тельный конец романа.

«Поэт, благодаря своему творческому инстинкту, мог написать полное и оконченное сочинение... и умел остановиться именно там, где роман сам собою чудесно заканчивается и развязывается — на картине потерявшего­ся, после объяснения с Татьяной, Онегина», — говорит Белинский, кото­рый в то же время утверждает, что роман остался-таки без конца. В этом нет противоречия, и наше дело — раскрыть образ Онегина таким, какой он есть в вышедшем в свет романе. И не надо делать Онегина декабристом, но не надо игнорировать и черты, сближающие его с кругом дворянской молодежи, из которого выходили и декабристы, и «лишние люди».

Не нашли то, что искали? Воспользуйтесь поиском ↑↑↑
Материал с сайта http://iEssay.ru
Предыдущее Ещё по теме: Следующее
Страстный герой пушкинского романа «Евгении Онегин» Пушкин Александр Сергеевич Татьяна Ларина — «милый идеал» Пушкина