Судьба людей дворянской интеллигенции 20-х годов XIX века (на примере романа «Евгений Онегин» А. С. Пушкина)
В комедии «Горе от ума» А. С. Грибоедов уже представил различные типы молодых людей того времени. С одной стороны — Чацкий, порывающий с фамусовским обществом. Отказавшийся от карьеры, выражающий взгляды передовой молодой России 20-х годов, он, возможно, придет к декабристам. С другой стороны — молодые карьеристы и гражданской, и военной службы (ведь Скалозуб еще далеко не стар). Его мечта — генеральский чин и богатство; его путь — активная защита существующего общественного режима. Молчалин, хотя Фамусов и говорит о нем что «безродного пригрел», — тоже из дворянского чиновничьего круга. Его судьба ясна.
Так было и в жизни. Трагическая судьба Пестеля и Рылеева, Каховского и Пущина — и благополучная жизнь бесчисленного числа молодых дворян, умеющих, не задаваясь «проклятыми» вопросами, делать блестящую карьеру или просто совершать свой жизненный путь.
Но этими двумя крайностями не исчерпывается вопрос о судьбе молодого человека 20-х годов. Именно тогда, в период назревающего кризиса крепостнического строя, кризиса, приведшего к неудачной революционной попытке, значительная часть молодежи была не способна найти свой путь в жизни. Честность и ум не позволяли идти по проторенной отцами дороге. Критическое отношение к действительности в результате великих событий, связанных с войной 1812 года, возбуждало недовольство окружающим. Но привычки, унаследованные от прежнего, отсутствие осознанной жизненной цели не позволяли вступить на путь борьбы.
В результате — неудовлетворенность, «хандра», тоска и ощущение бесцельности существования. Этот третий путь для некоторых заканчивался «развилкой», и, в зависимости от конкретных условий, мог повести в сторону служения обществу или в сторону личного преуспевания. А многие так и шли по нему до конца жизни. Так и рождался тот характер, тот тип, который Герцен обозначил как «лишний человек».
Заслуга Пушкина — глубокая постановка и широкое освещение именно этой важной проблемы в судьбе молодого человека времен декабризма. В силу исторических условий дворянская интеллигенция выступала тогда как представительница нации в целом, и значение этой части общества было очень велико. Изобразить, осмыслить состояние умов, наметить, в каком направлении надо идти, чтобы верно ответить на вопросы, поставленные историей — такова была задача, решенная Пушкиным в «Евгении Онегине».
Поэтому Белинский и оценил его как историческое произведение, в котором «Пушкин изобразил русское общество в одном из фазисов его образования, его развития», поэтому и сказал, что роман «имеет для нас, русских, огромное историческое и общественное значение».
Создавая свой роман, Пушкин находился в трудном положении историка, пишущего о событиях и процессах, ему современных, развитие и результаты которых еще не ясны.
... юная ТатьянаИ с ней Онегин в смутном снеЯвилися впервые мне,И даль свободного романаЯ сквозь магический кристаллЕще не ясно различал...Поэтому нельзя ждать от романа полного решения проблемы, поставленной на примере жизни героев. Проблема решается в общих чертах. Мы не знаем, как сложилась дальше судьба конкретного человека, Онегина. И идея закончить роман восьмой главой, оставив героя «в минуту злую для него», продиктована не только цензурными соображениями, но и тем, что сам автор, вероятно, видел несколько возможных вариантов дальнейшей судьбы Онегина. Разумеется, содержание романа не исчерпывается только одной, хотя и очень важной проблемой. Если бы это было так, Белинский не смог бы назвать роман «энциклопедией русской жизни».
В романе затрагиваются различные стороны действительности и целый ряд социальных и морально-этических вопросов. Любовь, дружба, отношение к людям, к природе, к жизни в целом — все это входит в проблематику романа.
Раздумывая о судьбе своих героев, Пушкин неоднократно соотносил их с передовой молодежью эпохи, с декабристами. Об этом говорят не только строфы «Путешествия Онегина» и остатки сожженной десятой главы. Например, отброшенная строка о Ленском — «... иль быть повешен, как Рылеев», прощание с героями в восьмой главе:
Прости ж и ты, мой спутник странный,И ты, мой верный идеал,И ты, живой и постоянный,Хоть малый труд...Но те, которым в дружной встречеЯ строфы первые читал —Иных уж нет, а те далече,Как Сади некогда сказал.Без них Онегин дорисован.Едва ли случайно, что параллельно с упоминанием Онегина у поэта возникают воспоминания о «друзьях, товарищах, братьях» как о той среде, с которой связывалась у него личность героя.
Белинский, раздумывая о судьбе персонажа, пишет: «Что стало с Онегиным потом? Воскресила ли его страсть для нового, более сообразного с человеческим достоинством страданья?.. Не знаем... силы этой богатой натуры остались без приложения, жизнь без смысла, а роман без конца».
Хочется предположить, что Онегин нашел цель в жизни, достойную страдания и борьбы, связанную со служением обществу.
В 1835 году, вновь обращаясь к своему герою, Пушкин писал: Материал с сайта //iEssay.ru
... Вы мне советуете, други,рассказ забытый продолжать...... что должно своего герояКак бы то ни было, женить,По крайней мере уморить,И лица прочие пристроя,Отдав им дружеский поклон,Из лабиринта вывесть вон...В романе выведен молодой человек, заблудившийся в лабиринте сложных социальных отношений эпохи.
Но надо различать вопрос о возможной судьбе героя в случае, если бы роман был продолжен, и вопрос о содержании образа Онегина в романе, как он есть.
Ведь и отсутствие конца в истории жизни Онегина, прощание с героем «в минуту злую для него», на распутье — и есть своеобразный и значительный конец романа.
«Поэт, благодаря своему творческому инстинкту, мог написать полное и оконченное сочинение... и умел остановиться именно там, где роман сам собою чудесно заканчивается и развязывается — на картине потерявшегося, после объяснения с Татьяной, Онегина», — говорит Белинский, который в то же время утверждает, что роман остался-таки без конца. В этом нет противоречия, и наше дело — раскрыть образ Онегина таким, какой он есть в вышедшем в свет романе. И не надо делать Онегина декабристом, но не надо игнорировать и черты, сближающие его с кругом дворянской молодежи, из которого выходили и декабристы, и «лишние люди».