Последняя глава книги завершается картиной, которую простодушный летописец описывает с содроганием: '...глуповцев поразило неслыханное зре
Тема: История одного города

Спор о финале (о повести «История одного города» М. Е. Салтыкова-Щедрина)

Последняя глава книги завершает­ся картиной, которую простодуш­ный летописец описывает с содроганием:

«...глуповцев поразило неслыханное зрелище. Се­вер потемнел и покрылся тучами; из этих туч нечто неслось на город: не то ливень, не то смерч. Полное гнева, оно неслось, буровя землю, грохоча, гудя и стеная и по временам изрыгая из себя какие-то глухие, каркающие звуки... Наконец земля затряс­лась, солнце померкло... глуповцы пали ниц...

Оно пришло...»

Градоначальником тогда был Угрюм-Бурчеев. Пом­ните, он предупреждал: «Идет некто за мной...» Те­перь же он успел только произнести: «Придет...» — и тут же моментально исчез, словно растаял воздухе. «История прекратила течение свое».

Каков смысл такого финала? Что такое то та­инственное «оно», которое неслось на город? Почему при его приближении «неисповедимый ужас высту­пил на всех лицах, охватил все сердца»? Почему именно Угрюм-Бурчеев оказался в состоянии пред­видеть «его» появление? Можно ли, наконец, сопос­тавить этот финал с концовками глав «Голодный город» и «Соломенный город»? Материал с сайта //iEssay.ru

Давно уже в литературоведении идут споры отно­сительно истолкования финала «Истории одного го­рода». В большинстве исследований слова Щедрина о таинственном «не то ливне, не то смерче» ассоци­ируются с идеей народного восстания. Так, напри­мер, В. Я. Кирпотин писал, что в развязке истории градоначальников «нельзя видеть ничего другого, кроме как картины будущей революции». Однако высказывается и другое мнение, согласно которому в финале «Истории одного города» речь идет о наступлении в России реакции — после поражения восстания декабристов в 1825 г.— и даже больше, о мрачных предчувствиях писателя относительно пер­спектив общественного развития. «...В образе «оно»,— отмечает исследователь Д. П. Николаев,— появляется нечто враждебное жизни, враждебное глуповцам, выступившим против градоначальника, и «родствен­ное» Угрюм-Бурчееву». Далее, говоря о символичес­ком значении заключительной сцены, он подчеркивает: «...Можно сказать: "оно" — это не только моро­вое царствование Николая I и наступление реакции при Александре II; это одновременно широчайшее итоговое обобщение всего того, что враждебно жиз­ни, человеку, народу, общественному развитию».

Не нашли то, что искали? Воспользуйтесь поиском ↑↑↑
Материал с сайта http://iEssay.ru
Предыдущее Ещё по теме: Следующее
Особенности сатирического повествования Салтыков-Щедрин Михаил Евграфович Трагические мотивы