А. Твардовский, предваряя публикацию в 'Роман-газете', писал: 'Читатель не найдет в повести Солженицына всеобъемлющего изображения т
Тема: Один день Ивана Денисовича

Идейно-тематическое содержание повести «Один день Ивана Денисовича» А. И. Солженицына

А. Твардовский, предва­ряя публикацию в «Роман-газете», писал: «Читатель не найдет в повести Солженицына всеобъемлющего изображения того истори­ческого периода, который, в частности, отмечен горькой памятью тридцать седьмого года. Содержание «Одного дня», естественно, ог­раничено и временем, и местом действия, и кругозором главного героя повести. Но один день из жизни лагерного заключенного Ивана Денисовича Шухова под пером Солженицына, впервые вы­ступающего в литературе, вырастает в картину, наделенную не­обычной живостью и верностью правде человеческих характеров. В этом прежде всего заключается редкостная впечатляющая сила произведения. Многих людей, обрисованных здесь в трагическом качестве «зэков», читатель может представить себе и в иной обста­новке — и на фронте или на стройках послевоенных лет. Это те же люди, волею обстоятельств поставленные в особые, крайние усло­вия жестоких физических и моральных испытаний. В этой повести нет нарочитого нагнетания ужасных фактов жестокости и произво­ла, явившихся следствием нарушения советской законности. Авто­ром избран один из самых обычных дней лагерной жизни. Победа художника в том, что … горечь и боль ничего общего не имеют с чувством безнадежной угнетенности. Наоборот, впечатле­ние от этой вещи, столь необычной по своей неприкрашенной и не­легкой правде, как бы освобождает душу от невысказанности того, что должно было быть высказано, и тем самым укрепляет в ней чувства мужественные и высокие…».

В своей статье Твардовский определил основную тему повести «Один день Ивана Денисовича» — утверждение победы человеческо­го духа над лагерным насилием. Сюжетная линия выстроена на со­противлении Человека Лагерю, то есть личности системе насилия.

В повести поднимается ряд проблем. Одна из них — это изобра­жение лагеря как воплощения злобы и грязи. Лагерь в судьбах миллионов людей знак помрачения души и разума, опасная и жес­токая машина, переламывающая слабых. Лагерь представлен не как исключение из жизни, а как ее порядок, преследующий глав­ную цель — погубить внутренний мир человека, превратить его в «лагерную пыль».

Лагерь создан для уничтожения личности: «Здешняя жизнь трепала его от подъема и до отбоя, не оставляя праздных воспоми­наний…». Но Шухов имеет силы сопротивляться Лагерю. Состояние внутренней борьбы проходит через всю повесть.

В лагере существует своя система оценки человека. Одним из ее критериев является отношение к работе. Это определяет взаимоот­ношения в лагере, в шуховской бригаде. Материал с сайта //iEssay.ru

Одни люди насильственно вырваны из жизни в годы «сплошной коллективизации», другие из военного потока. Бессрочный, беско­нечный абсурд, через который прошел наш многострадальный на­род, в деталях представлен на страницах повести. Осознание на­стоящей человеческой жизни противостоит чудовищному в своей привычности надругательству над людьми: конвой ведет тщатель­ный пересчет «по головам», человек — дороже золота. Одной голо­вы за проволокой недостанет — свою голову туда добавишь». Что может быть большим издевательством над самим понятием ценно­сти человека?

Однако в самых тяжелых условиях героям повести удается со­хранить человеческое лицо, умение думать. В споре о фильме Эй­зенштейна «Иоанн Грозный» высказывается мысль, что искусство должно пробуждать добрые чувства. Обсуждение рецензии в мос­ковской «Вечорке» премьеры Завадского также раскрывает духов­ный мир персонажей повести.

Не нашли то, что искали? Воспользуйтесь поиском ↑↑↑
Материал с сайта http://iEssay.ru