Всемирно известный роман Михаила Александровича Шолохова 'Тихий Дон' - роман о трагедии гражданской войны, о трагедии тысяч люд
Тема: Тихий Дон

Итоги жизненных исканий Григория Мелехова (по роману М. А. Шолохова «Тихий Дон»)

Всемирно известный роман Михаила Александровича Шолохова «Ти­хий Дон» — роман о трагедии гражданской войны, о трагедии тысяч лю­дей. Говоря о своем знаменитом романе «Тихий Дон», писатель отмечал: «Я описываю борьбу белых с красными, не борьбу красных с белыми». Это усложняло задачу художника, и не случайно критики до сих пор спорят о судьбе главного героя, об итогах его жизненных исканий. Кто он? «Отще­пенец», пошедший против собственного народа, или жертва истории, не сумевший найти своего места во всеобщей борьбе и жизни?

Изображая жизнь донского казачества в трагический период револю­ции и гражданской войны, Шолохов решает сложную философскую про­блему соотношения, взаимодействия личного и социального. Отношение к революции — это вопрос, мучивший не только главного героя, это вопрос эпохи.

Первые части романа — неторопливое описание жизни довоенного казачества. Быт, традиции, нравы, сложившиеся на протяжении многих поколений, кажутся незыблемыми и непоколебимыми. И только пылкая, безрассудная любовь Аксиньи к Григорию воспринимается станичниками как бунт, как протест против общепринятых норм морали.

Но уже со второй книги роман выходит за рамки семейно-бытового повествования, все сильнее звучат социальные мотивы. Шолохов развен­чивает миф об однородности и единстве казачества. Появляется Штокман и его подпольный кружок; жестокая драка на мельнице показывает спесивое высокомерие казаков по отношению к крестьянам, таким же, в сущности, труженикам, как и они.

С началом Мировой войны 1914 г. Григорий Мелехов выдвигается в романе на первый план, и через его судьбу Михаил Александрович Шоло­хов прослеживает судьбу фронтового казачества. Вообще, говоря о войне, подчеркивая ее несправедливый характер, автор выступает с антимилита­ристских позиций. Вспомним хотя бы сцену убийства австрийского солда­та или дневник студента. На фронте и затем в госпитале Григорий прихо­дит к пониманию, что правда, в которую он до сих пор верил, иллюзорна. Начинаются мучительные поиски другой правды. Мелехов приходит к боль­шевикам, но не может до конца принять их правоту. Причин тому несколь­ко. Прежде всего он, боевой офицер, чувствует, что в стане красных к не­му относятся с недоверием, его отталкивает бессмысленная жестокость и кровожадность большевиков. Кроме того, у Мелехова остается неизжитой сословная спесь по отношению к «голытьбе».

Да и у белых он не задерживается, понимая, что за громкими словами о спасении России часто скрывается корысть и мелкий расчет.

Григорий Мелехов ищет третий путь, наивно полагая, что существует особая «казачья» правда. Однако в мире, расколотом на два непримиримых лагеря, признающем только два цвета и не различающем оттенков, третье­го пути не дано.

Пережив разгром вешенского восстания, Григорий решает уйти из армии и заняться хлеборобским трудом, но после встречи и беседы с Ко­шевым понимает, что этот фанатик живет одной мыслью — жаждой мес­ти. Спасая свою жизнь и жизнь Аксиньи, Мелехов бежит из родного дома и попадает в банду Фомина. Он понимает цену, которую вынужден пла­тить: какие бы громкие слова ни говорил Фомин, его отряд — обыкновен­ная уголовная банда. В наказанье судьба отнимает самое дорогое, что бы­ло у Григория Мелехова, — Аксинью. Тогда-то он и видит «ослепитель­ный черный диск солнца» — символ трагического финала. Материал с сайта //iEssay.ru

Григорий возвращается в станицу, не надеясь ни на прощение, ни на снисхождение. Но и в этой безысходной ситуации мелькнул слабый луч надежды: первый, кого увидел Мелехов, был его сын Мишка, жизнь про­должится в нем, и, может быть, его судьба сложится иначе.

Путь к родному дому, путь к малой родине, путь к дорогому, любимому и близкому с рождения, путь к маленькому сыну — таков итог жизненных исканий главного героя романа М. А. Шолохова «Тихий Дон» Григория Мелехова.

На мой взгляд, Григорий Мелехов не отщепенец, он жертва трагедии гражданской войны, жертва истории. Кроме того, он относится к типу, хоро­шо известному по русской литературе XIX века. Это тип правдоискателя, для которого процесс поиска собственной правды порой оказывается смыс­лом существования. С этой точки зрения можно утверждать, что роман Михаила Шолохова «Тихий Дон» при всем его трагическом пафосе про­должает и развивает гуманистические традиции классической русской литературы.

Не нашли то, что искали? Воспользуйтесь поиском ↑↑↑
Материал с сайта http://iEssay.ru
Предыдущее Ещё по теме: Следующее
Изображение гражданской войны как общенародной трагедии Шолохов Михаил Александрович Казак и казачки в романе М. А. Шолохова «Тихий Дон»