В Пушкинском Доме в Санкт-Петербурге хранители рукописного отдела русской литературы с трепетом показывают рукописи поэтов и писателей, в том чис
Тема: Война и мир

«Мысль семейная» в романе Л. Н. Толстого «Война и мир» (Второй вариант)

ВНИМАНИЕ! У этого текста есть несколько вариантов. Ссылки находятся после текста

В Пушкинском Доме в Санкт-Петербурге хранители рукописного от­дела русской литературы с трепетом показывают рукописи поэтов и писа­телей, в том числе рукописи романа Льва Николаевича Толстого «Война и мир». Романа, на работу над которым ушло шесть с лишним лет «непре­станного и исключительного труда при наилучших условиях жизни», ро­мана, который восемь раз переписывала жена писателя Софья Андреевна. А почерк Толстого с трудом разбираем. Но ведь переписывала любящая женщина… И роман, равного которому по глубине содержания, по широте охвата событий по художественным качествам не знает ни одна литерату­ра мира, создавался в семье. Поэтому не случайно мысль семейная — одна из любимых мыслей в романе «Война и мир», в названии которого слово «мир» многозначно и обозначает в числе многих понятий состояние вза­имной любви и согласие. А семья — это особый мир.

О мире семей Ростовых и Болконских я хочу рассказать в своем сочи­нении.

Семья Ростовых — большая. Это дети: Вера, Николай, Наташа и Пе­тя, их родители и племянница Соня.

Глава семьи — старый граф Илья Андреевич. Он добродушный и простой человек, любящий посмеяться от души.

Его жена — женщина добрая и спокойная, «…видимо изнуренная детьми, которых у ней было двенадцать человек».

В доме Ростовых царит атмосфера тепла, добра и света. Нет гнетущей напряженности. Ростовы искренны и отзывчивы, к ним тянутся самые луч­шие люди, такие, как Андрей Болконский и Пьер Безухов.

Самой яркой представительницей семьи является Наташа, младшая дочь. В начале произведения она — тринадцатилетняя девочка, очень эмо­циональная и жизнерадостная. Такой она остается на протяжении всего романа. В ее душе всё горит разом: любовь к жениху, жажда жизни, глубо­кая привязанность к родным… Особенно близка девочка к матери, мать — лучший Наташин друг. Дочь рассказывает ей обо всех своих радостях и огорчениях, сомнениях и разочарованиях. Есть, несомненно, что-то трога­тельное в их вечерних задушевных разговорах. Наташа близка и к другим членам семьи: к Николаю, к Соне. Соня в доме Ростовых всегда чувство­вала себя немного чужой, не равной Наташе и Вере, хотя и не была никогда и ничем обделена. «Она дорожила, казалось, не столько людьми, сколько всей семьей, она, как кошка, прижалась не к людям, а к дому». Петя — самый младший сын в семье. В нем с ранних лет проявляются патриотические чувства. Позже мы видим его офицером, совсем еще молоденьким мальчи­ком, «…с широким румяным лицом и быстрыми, веселыми глазами». Мы узнаем в Пете черты его семьи: он добрый, открытый, чистый. Но Петя погибает. Этот момент, наверное, самый трагичный в романе, ведь так страшно, когда умирают дети. И пусть Петя уже не ребенок, но это только по возрасту, для его матери и отца он всегда будет маленьким, родным мальчиком. Для всей семьи его гибель — страшный удар. В самоотвержен­ном поведении Пети на войне проявляются нравственные законы и прин­ципы семьи Ростовых.

В этой семье детей любят естественной родительской любовью, их балуют, не сдерживают их самостоятельность и свободу. В семье удиви­тельное взаимопонимание, даже самых маленьких детей, Петю с Наташей, не оскорбляют подозрительностью или неуважением, чего не скажешь о Николае Андреевиче Болконском, постоянно придирающемуся к дочери. Княжна Марья любит отца, но очень его боится, не смея перечить ему да­же в мыслях. Их отношения совершенно особенные. Старый князь тоже очень любит свою дочь, но его любовь, его болезненная привязанность к ней причиняет ей много страданий. Особенно жестоко с его стороны то, что он позволяет себе унижать Марью в присутствии посторонних, не просто посторонних, а человека, который приехал к ней свататься. «Ты при гостях причесана по-новому, а я при гостях тебе говорю, что вперед не смей ты переодеваться без моего спроса», «…уродовать себя нечего — и так дурна». Можно представить себе чувства бедной девушки.

С сыном, князем Андреем, у старика другие отношения. Николай Ан­дреевич видит в нем продолжателя своего рода. Сын и дочь по-разному относятся к причудам отца. В отличие от княжны Марьи, покорно пови­нующейся отцу, Андрей позволяет себе судить отца. Но он тоже его очень любит. Порывами самолюбия и честолюбия, холодными и вместе с тем рев­нивыми отношениями к жене — всем этим, всеми своими чертами харак­тера Андрей Болконский напоминает отца.

Для Льва Николаевича Толстого проблема семьи, потомства, сохране­ния и продолжения семейных традиций, преемственности поколений — проблема философская. Рождаясь, человек получает духовно-нравственное наследство, которое заложено в семье. Материал с сайта //iEssay.ru

Семья дала Андрею Болконскому то, чем он привлекает внимание всех как необыкновенная личность, которая главным в жизни считает цель и которая задает себе вопросы: «Как устроить жизнь, достойную человека? В чем предназначение человеческой жизни?» В семье получил Андрей понятия о верности в дружбе, об уважении к тем, кто служит Отечеству. Он искренне уважает своего отца, который твердо веровал в то, что «есть только два источника людских пороков: праздность и суеверие, и что есть только две добродетели: деятельность и ум». Его точка опоры на дороге чести, которой он идет, истоки активной, деятельной духовной жизни кня­зя Андрея — его семья, нравственный опыт старого князя Николая Анд­реевича, безграничная любовь к нему сестры княжны Марьи. И это очень хорошо понял Кутузов, к которому отправил служить Андрея отец: «Иди с Богом своею дорогой. Я знаю, твоя дорога — это дорога чести». Семья Болконских — семья патриотов. Судьба России дорога всем членам семьи. Умирая, старик Болконский со слезами на глазах восклицает: «Погибла Россия!»

В романе «Преступление и наказание» Ф. М. Достоевский открыл глав­ный психологический закон семейной жизни. Основным условием счастья, спокойствия, благополучия в семье является постоянное, ежедневное, ежеми­нутное чувство, что ты нужен, что тебя любят, жалеют, заботятся о тебе. Этот главный психологический закон семейной жизни действует в семьях Ростовых и Болконских.

По Толстому, семья — главная опора в жизни человека, она дает ему ве­ру, надежду. Семья — торжество жизни, ее радостная, утверждающая сила.

Не нашли то, что искали? Воспользуйтесь поиском ↑↑↑
Материал с сайта http://iEssay.ru
Предыдущее Ещё по теме: Следующее
- Толстой Лев Николаевич «Мысль семейная» в романе Л. Н. Толстого «Война и мир» (Первый вариант)