Почему мы смеемся? Что делает ситуации, над которыми мы смеемся, комичными? Оказывается, объяснить это не так-то просто. Неслучайно над подобными вопр
Тема: Литературные жанры

Юмор и сатира. Смех — дело серьезное

Почему мы смеемся? Что делает ситу­ации, над которыми мы смеемся, комичными? Оказывается, объяснить это не так-то просто. Неслучайно над подобными вопросами размышляли известнейшие философы мира. Так, немецкий мыслитель Иммануил Кант (1724—1804) утверждал, что смех возникает тогда, когда вместо чего-то важного, напряженно ожидаемого происходит нечто совер­шенно незначительное, то есть случается то, о чем говорит посло­вица: «Гора родила мышь». Похожую мысль высказал английский философ Герберт Спенсер (1820—1903): «Смех... естественно является только тогда, когда сознание неожиданно обращается от великого к малому». Однако смеемся мы не только над превращением «великого» в «малое», но и над разными другими несообразностями, вызванными резкими и забавными изменениями ситуации. Древнегреческий мыслитель Аристотель (384— 322 гг. до н.э.) определял смешное как «некую ошибку или безобразие, никому не причиняющее страдания и ни для кого не пагубное». Иной угол зрения на комичное продемонстрировал немецкий философ Артур Шопен­гауэр (1788—1860), заявив, что смех возникает там, где совершенно разные явления обнаруживают неожиданное, парадоксальное сходство. А француз­ский философ Анри Бергсон (1859—1941) отмечал, что комичным становится все, что принимает косные, окаменевшие формы. Наконец, следует пом­нить также о том, что смех может выступать орудием протеста. Ведь, вы­смеивая определенные традиции, законы, нравы, суеверия, мы тем самым проявляем свое несогласие с ними. Смех отделяет смеющихся от тех, над кем смеются, и таким образом дает ощущение освобождения от угнетающей повседневной жизни.

Смех располагает своей палитрой изобразительных средств. Одно из са­мых распространенных среди них — гиперболизация, или преувеличение (от древнегреч. hiperbole — излишек, преувеличение). Этим приемом охотно пользуются карикатуристы: берется какая-нибудь характерная черта внешности человека и доводится до крайности. Скажем, большой нос или живот на рисунке выглядят неправдоподобно громадными. Иногда гипер­болизируются отдельные слова и обороты речи, свойства характера и т.д. При этом важно помнить, что гиперболизация не подразумевает никакого скрытого смысла.

Но существует и другой способ комического высказывания. «Какой добрый, щедрый человек!» — можем сказать мы, подразумевая прямо про­тивоположное, то есть жадность, прижимистость. Такой прием называется иронией (от древнегреч. eironeia притворство). Он построен на иносказа­нии и требует определенной культуры восприятия. Материал с сайта //iEssay.ru

Когда ирония становится злой, издевательской, она переходит в сарказм. Сарказм не прибегает ни к какой маскировке, ни к какому иносказанию. Он не знает пощады. Недаром этот термин происходит от древнегреческого слова «sarkazo», означающего «рву мясо».

Словом, смех в художественном произведении может быть разным: доб­родушным, легким, мрачным, злым, мстительным, беспощадным... В зави­симости от оттенков смеха различают виды комического. К числу основных видов принадлежат юмор и сатира.

Отделить юмористические произведения от сатирических довольно трудно. Обычно только в произведениях малых жанров удается полностью выдержать юмористический или сатирический тон. Чем крупнее произве­дение, тем более сложными и многосторонними оказываются переживания как автора, так и читателя.

Не нашли то, что искали? Воспользуйтесь поиском ↑↑↑
Материал с сайта http://iEssay.ru
Предыдущее Ещё по теме: Следующее
Характеристика классицизма как литератур­ного направления, черты русского класси­цизма Литература -