Да ведают потомки православных Земли родной минувшую судьбу. А. С. Пушкин Мы не знаем точно, кто автор 'Слова о полку Игореве'. Но когда я ч
Тема: Слово о полку Игореве

«Минувшее проходит перед нами...» (по «Слову о полку Игореве»)

Да ведают потомки православных

Земли родной минувшую судьбу.

А. С. Пушкин

Мы не знаем точно, кто автор «Слова о полку Игореве». Но когда я читаю это бессмертное творение древнерусского патриота, то представляю скром­ную монашескую келью, скудно освещенную колеблющимся пламенем свечи.

За столом — седовласый старец, склонившийся над рукописью. В моем представ­лении автор «Слова» и пушкинский Пимен-летописец словно родные братья. Оба го­рячо любят отчизну, оба гордятся ратными подвигами и мирным трудом своих пред­ков, оба хотят, чтобы наша славная история не была забыта.

Читая «Слово», мы как будто воочию видим древнюю Русь: бескрайние степи, ко­лосящиеся поля, многоводные реки; слышим воинственные призывы молодых кня­зей и мирное «золотое слово» многоопытного Святослава. Сердце заставляет тревож­но биться звон мечей, топот копыт, крики воинов. Мы всей душой сочувствуем Ярославне, разделяем с ней боль утраты и надеемся на чудо — возвращение из плена князя Игоря.

Старина оживает в нашем воображении.

Киевская Русь конца XII века — высокоразвитое, но уже ослабленное княжес­кими междоусобицами и набегами кочевых племен государство.

Общерусская власть великого князя Киевского еще не исчезла полностью, но ее влияние на поведение и политику князей уже ослабло.

Трагедия Киевского государства — в разъединенности, разобщенности князей, не думающих об общих интересах. Так, в 1185 году храбрый молодой князь небольшо­го Новгород-Северского княжества Игорь Святославович решил добиться славы, в оди­ночку разгромив половцев. С небольшими силами, не посоветовавшись с Киевским князем Святославом, он отправляется в дальний поход на половцев, «замыслив» дойти до берегов Черного моря и вернуть Руси когда-то принадлежавшие ей земли у Кер­ченского пролива.

Читая «Слово», мы видим, как князь Игорь «вступает в золотое стремя и едет по чистому полю». Ничто не может заставить его одуматься, даже солнечное затмение, предвещавшее, как тогда считали, трагедию. Волнующая ночь перед боем, напряжен­ное ожидание сражения... И вот туманным утром «русские перегородили великие поля своими красными щитами». Они ринулись в битву, «ища себе чести, а князю — сла­вы». Одержана победа, но тревога, предчувствие будущего поражения не покидает нас.

И вот начинается второй, решающий, бой. Кажется, что враждебные ветры «зем­ли незнаемой», как живые существа, «веют с моря стрелами» на воинов Игоря. Со­дрогнулась земля, замутились реки, прах лег на поля... Отвлекая нас от описываемых событий, автор вспоминает об отдаленных временах, когда только начинались брато­убийственные распри и «от княжеских крамол сокращалась жизнь человеческая. Тогда по Русской земле редко перекликались пахари, но часто вороны каркали, деля между собою трупы...» Рассказчик предвидит, что неудача Игоря приведет к еще более тяжким последствиям, к еще большему ослаблению Руси. Вот почему с таким сочувствием и пониманием вслушиваемся мы в «золотое слово» мудрого Свя­тослава Киевского, который сумел на время пресечь междоусобицы и отогнал кочев­ников в глубь степей.

Поэт, называя слово Святослава «золотым», подчеркивает, что в нем заключены особенно значительные, государственные мысли. Автор «Слова» вместе с князем Ки­евским призывает всех русских князей объединиться, вместе выступить «за землю Русскую, за раны Игоревы» и сообща разгромить врагов.

И, словно в ответ на этот призыв, звучит рассказ о побеге Игоря из плена, кото­рый воспринимается как начало перемен.

Из летописей известно, что Игорь, вернувшись из плена, вначале заехал в Новгород-Северский, затем в Чернигов и только потом отправился в Киев к Святославу. Материал с сайта //iEssay.ru

«Слово» же, умалчивая об этом, оставляет впечатление, что князь прямо из пле­на устремился в Киев, чтобы покаяться перед старшим из князей и заключить с ним союз против половцев.

Такое завершение событий в произведении, видимо, отвечает горячему желанию певца видеть Русь объединенной под властью одного сильного князя и способной дать отпор любому врагу.

Вся поэма, посвященная прошлому, обращена к будущему, пронизана заботой об этом будущем.

Звучат последние строки «Слова», и, кажется, оживает темная монастырская ке­лья, наполняется красками и звуками глубокой старины. Бессмертное творение древ­нерусского мыслителя-патриота приобщает нас к славному прошлому, учит гордить­ся героической историей своего народа. «Минувшее», настоящее и будущее родины сплетаются в единую, неразрывную цепь.

Не нашли то, что искали? Воспользуйтесь поиском ↑↑↑
Материал с сайта http://iEssay.ru