Существует понятие аберрации, то есть уклонения от нормы. Существует аберрация оптических систем, то есть искажение изображения, неточное соответствие
Тема: Слово о полку Игореве

Характеристика времени создания «Слова о полку Игореве»

Существует понятие аберрации, то есть уклонения от нормы.

Существует аберрация оптических систем, то есть искажение изображения, неточное соответствие объекту. Например, два предмета, которые находятся далеко от нас, но на большом рас­стоянии друг от друга, кажутся нам примерно одинаково удалён­ными. Это называется аберрацией дальности. Так, например, Солнце и Луна кажутся примерно одинаковыми по размеру, в то время как Солнце расположено в 375 раз дальше. Историки тоже знают явление аберрации, когда события, далёкие от нашего вре­мени, кажутся нам происходящими примерно в одну эпоху. Из-за этого мы не видим динамики исторических изменений, история кажется нам застывшей, неподвижной. Жизни Ярослава Мудрого и Владимира Мономаха, кажется нам, протекают в одно и то же время, нам трудно бывает уловить, чем отличается время Моно­маха от времени, когда русские князья обращались за поддерж­кой к Всеволоду Большое Гнездо. Необходимо внимательнее присмотреться к событиям русской истории, чтобы лучше понять произведение, которое мы сейчас изучаем, — «Слово о полку Игореве».

Факты, изложенные ниже, способствуют пониманию исто­рической основы и трагического пафоса «Слова о полку Иго­реве».

В 1054 году умер Ярослав Мудрый, оставив после себя пя­терых сыновей. Между ними и внуком Ростиславом Владими­ровичем князь разделил Русскую землю, за исключением По­лоцкого княжества, отошедшего потомству его старшего брата Изяслава Владимировича. Порядок престолонаследия был «очередным», то есть киевский престол передавался от брата к брату, а после смерти братьев переходил к старшему племян­нику.

Ярослав Мудрый завещал своим сыновьям жить в мире и любви, во всём слушаться старшего брата. Но отцовский завет выполнялся недолго. Почти сразу после смерти князя между братьями начались усобицы. Многие князья оказались недоволь­ны разделом. Самым решительным из недовольных оказался Олег Святославич. В 1078 году он пошёл из Тмутаракани похо­дом на дядей, призвав на помощь половцев, но был разбит.

В 1093 году умер последний из Ярославичей — Всеволод. Олег Святославич, к тому времени вновь укрепившийся в Тму­таракани, снова призвал на помощь половцев и напал на Русь. Он хотел вернуть себе Чернигов, завещанный Ярославом Муд­рым его отцу Святославу. В Чернигове в это время правил Владимир Мономах, приходившийся Олегу двоюродным бра­том. Половцы во главе с Олегом осадили Чернигов. Заботясь о сохранении жизни жителей Чернигова, Владимир Мономах ус­тупил престол двоюродному брату, а сам ушёл в Переяславль. За те беды, которые принёс Русской земле Олег Святославич, наводя на неё половцев, его прозвали в народе Олегом Гориславичем.

Только в 1113 году, двадцать лет спустя после добровольного оставления им Чернигова, Владимир Мономах стал киевским князем. За двенадцать лет его княжения в Киеве единство Руси было отчасти восстановлено. Ещё семь лет после смерти Влади­мира Мономаха Русью правил его сын, Мстислав Великий. Никто из князей не решался противостоять Мстиславу. Но после его смерти в 1132 году распри начались уже среди потомков Моно­маха. Этим немедленно воспользовались Ольговичи, то есть по­томки Олега Гориславича, и спокойствию Руси пришёл конец. Раздробленность стала фактом.

С 1132 года до 1185 года — даты похода Игоря Святославича на половцев, о котором идёт речь в «Слове о полку Игореве», — больше пятидесяти лет. Вспомним последние пятьдесят лет на­шей истории. Сильно ли изменился мир за это время? Можно ли считать, что за пятьдесят лет в XII веке мир не изменился, остал­ся таким же, каким был прежде?

Перемены были огромны. Мы не будем сейчас перечислять экономические причины этих перемен. Скажем о главном: за пятьдесят лет со времён смерти Мстислава Великого наиболее сильной среди русский земель становится Ростово-Суздальская земля, наиболее сильным и влиятельным князем становится Юрий Долгорукий. В 1169 году войско во главе с его сыном Ан­дреем Боголюбским штурмом берёт Киев и предаёт его страшно­му разгрому. Был подожжён даже Киево-Печерский монастырь, признанная святыня христианской Руси.

Любой другой русский князь в прежние годы остался бы кня­жить в Киеве. Андрей Боголюбский не поехал в Киев, а остался у себя во Владимире, в Киев же послал своего младшего брата Гле­ба. Этот факт свидетельствует о том, что Киев в эти годы потерял своё значение как центр Русской земли.

В период правления Всеволода Большое Гнездо (1176-1212) Владимирское княжество достигло наивысшего могущества. Власть Всеволода ощущалась и на юге. Даже в спорах князей за самые отдалённые земли Руси его слово долго оставалось ре­шающим.

Именно к периоду княжения на Северо-Востоке Всеволода Большое Гнездо относятся события «Слова о полку Игореве».

Тем не менее соперничество среди русских князей за пер­венство продолжалось. На княжеском съезде в Любече было провозглашено: «Кождо да держит отчину свою». Но князья не только стремились держать свои отчины, но и захватить или по­грабить земли других князей. Например, Игорь Святославич, внук Олега Гориславича (главный герой «Слова...»), правивший в Новгороде-Северском, что в Черниговской земле, незадолго до похода на половцев «взял на щит» город Глебов у Переяславля, «кровопролитье сотворил в земле христианской», «не пощадил христиан». Об этом рассказывается в «Повести о по­ходе Игоря Святославича на половцев», включённой в Киев­скую летопись. Игорь причинил христианам такие беды, что «живые мёртвым завидуют». Материал с сайта //iEssay.ru

Всеволода Большое Гнездо половцы не тревожат — влади­мирская земля, казалось бы, надёжно укрыта от кочевников ле­сами и болотами. В Киеве в это время княжит двоюродный брат Новгород-Северского князя Святослав Всеволодович, тоже по­томок Олега Гориславича. За три года до похода Игоря, в 1182 году, ему приходится пойти на компромисс с Рюриком Ростиславичем, правнуком Ярослава Мудрого. Этот энергичный князь потребовал власти над городами Киевской Руси. Двена­дцать лет сохранялось это двойственное положение: Киев и формальное старшинство принадлежало Святославу Всеволодо­вичу, а все остальные города Киевской земли принадлежали Рюрику Ростиславичу. Это «двоевластие» в Киевской земле прекратилось только после смерти Святослава в 1194 году. Мы видим, что каждый князь стремился действовать независимо от других.

Русские земли объединяла православная вера, общая пись­менность и язык, но в разных княжествах уже возникали свои особенности, князья ставили себе разные цели. Народ ещё пом­нил о былом величии Руси, и трагическая раздробленность болью отозвалась в душе автора «Слова о полку Игореве».

И вот в 1185 году, не посоветовавшись с другими князьями, Игорь со своим сыном Владимиром, с братом Всеволодом, кня­жившим в Трубчевске, и со своим племянником Святославом Ольговичем из Рыльска выступает в поход на половцев.

Таким образом, годы, в которые создавалось произведение, можно охарактеризовать как тёмные времена для Русской земли. Русь превратилась в разношёрстный конгломерат небольших кня­жеств, ведущих между собой постоянные войны. Половцы актив­но участвовали в конфликтах, роднились с русскими князьями. Сам Игорь Святославич был родственником Кончака. Некоторые половцы даже принимали православие, тогда их называли «наши поганые». Исторический поход Игоря имел ярко выраженный грабительский характер, и он явился только поэтическим пово­дом для автора посожалеть о раздорах на Руси.

Не нашли то, что искали? Воспользуйтесь поиском ↑↑↑
Материал с сайта http://iEssay.ru