Средневековая Европа жила по писаным законам. На заре средневековья на территории бывшей Римской империи суд осуществлялся согласно собраниям законов
Тема: Государство в средневековой Европе

Судебная власть в средневековой Европе

Средневековая Европа жила по писаным законам. На заре средневе­ковья на территории бывшей Римской империи суд осуществлялся согласно собраниям законов — варварских «правд». В «правдах» ярко отразилось правовое неравенство разных общественных групп. Романс­кое население придерживалось норм римского права, под влиянием которого создавалось молодое королевское законодательство. В VIII-IX вв. франкские короли издавали свои законы — капитулярии. К XII в. европейское законодательство развилось настолько, что отдель­ные, разрозненные законы были сведены в два больших свода — «Свод гражданского права» и «Свод церковного права». В христианской Европе церковные законы вмешивались в мирскую жизнь (например, в брачно­семейные отношения) и были более влиятельны, чем гражданские.

Божий суд
Потерпевший обращается в суд

Суд в средневековой Европе постепенно стал сословным. Это означа­ло, что для каждого общественного сословия был свой суд: для дворян­ства — свой, для духовенства — свой, для горожан — свой. Лишь крестьяне не имели своего суда, а подлежали судебной власти своих гос­под или назначенных ими судей.

Верховная судебная власть в государстве принадлежала монарху, но судиться у самого короля, конечно, мог не каждый. Как судил король? Если дело было запутано, он обращался за помощью к вере в божествен­ную справедливость — назначал так называемый «Божий суд». Для рыцарей это был поединок. Считалось, что Бог не допустит, чтобы в по­единке поражение потерпел невиновный. На поединок можно было вместо себя выставить нанятого бойца.

Из сборника обычного права «Саксонское Зерцало» о судовом поединке

Каждый может отказаться сражаться с тем, кто имеет худшую родо­словную... Судья должен дать двух пособников каждому из тех, кто будет биться... Они должны выступить перед судьей в полном доспехе и по­клясться: один, что обвинение, с которым он выступил против другого, — правда, и да поможет ему Бог; другой, что он не виновен, и да поможет ему Бог. К солнцу надо ставить их в одинаковое положение, когда они сходятся в первый раз. Если побежден будет тот, кого обвиняли, его подвергают наказанию; если же он одолеет, он свободен от пени (штрафа) и кары.

Иногда по приговору суда определяли кто виноват при помощи орда­лий — испытаний кипятком, огнем или раскаленным железом. Против таких жестоких пыток выступала церковь — они, в конце концов, были запрещены.

XII в. Из французской легенды «Тристан и Изольда» Материал с сайта //iEssay.ru

Изольда пусть теперь сама
Уведомит нас обо всем,
Подробно и верно притом.
Ее от нас проверка ждет.
Пускай рукой своей возьмет
Железа раскаленный брус
У палача. И я клянусь —
Она, когда ее рука,
Нежней и тоньше стебелька,
Не обожжется на огне,
Нам станет дорога вдвойне.
Все мы почтим ее святой —
Правдивой, честной и простой.

Королевская власть уделяла достаточно внимания организации су­дов, ведь судовые штрафы существенно пополняли государственную казну, а само существование судов создавало видимость правопорядка в государстве. Короли назначали своих судей (ими, например, были гра­фы). Но в округах судебная власть принадлежала местным сеньорам, которые могли приговорить своих подданных даже к казни.

Итак, государственная и судебная власть в средневековой Европе была несовершенной. Она плохо обеспечивала социальную справедли­вость, а значит, и мир, и взаимопонимание в обществе.


Фемида — правосудие, в древнегреческой мифологии — богиня правосудия.

Право — узаконенные государством права и обязанности граждан.

Капитулярии — законы и распоряжения франкских королей.

Не нашли то, что искали? Воспользуйтесь поиском ↑↑↑
Материал с сайта http://iEssay.ru
Предыдущее Ещё по теме: Следующее
Средневековое королевство История средних веков Укрепление королевской власти